МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 мая 2006 г. N 01-06/15490
О ПРИВЛЕЧЕНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В связи с возникающими в
правоприменительной практике вопросами о правомерности привлечения перевозчиков
к административной ответственности в случае замены ими тягача при его поломке в
ходе перевозки товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом
автомобильным транспортом разъясняем следующее.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса
Российской Федерации (далее - ТК России) перегрузка и иные грузовые операции с
товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом,
допускаются с разрешения таможенного органа, а если товары могут быть
перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения
наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после
предварительного уведомления таможенного органа.
Ответственность за неуведомление
таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем,
в случае, если такое уведомление обязательно, предусмотрена частью 3 статьи
16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП России).
Перегрузка товаров представляет собой
грузовую операцию, при которой товары перегружаются с одного транспортного
средства на другое. В таком понимании термин "перегрузка товаров"
используется, например, в Конвенции МДП (пункт 14 Приложения 1), в Конвенции о
договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (статья 2).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1
статьи 11 ТК России транспортными средствами являются автотранспортные
средства, прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" под транспортным средством понимает устройство, предназначенное
для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем
(статья 2). Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
23.10.1993 N 1090, содержат следующие понятия:
прицеп - транспортное средство, не
оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с
механическим транспортным средством, при этом данный термин распространяется на
полуприцепы и прицепы-роспуски;
транспортное средство - устройство,
предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования,
установленного на нем (пункт 1.2).
Учитывая изложенное, если перевозчик в
случае поломки тягача в ходе внутреннего таможенного транзита товаров меняет
его на другой принадлежащий ему тягач с целью обеспечить доставку товаров в
место доставки, он не подлежит ответственности по части 3 статьи 16.13 КоАП
России, поскольку замена перевозчиком только тягача на другой без замены
прицепа, полуприцепа, прицепа-роспуска и (или) совершения грузовых операций с
самими перевозимыми товарами не может рассматриваться как перегрузка товаров с
одного транспортного средства на другое.
Вместе с тем, исходя из требований статей
70 и 91 ТК России, если в ходе перевозки возникли обстоятельства,
препятствующие доставке товаров в место доставки, соблюдению установленного
срока доставки или выполнению иных предусмотренных статьей 88 ТК России
обязанностей, то есть обстоятельства, препятствующие перевозке товаров в
соответствии с внутренним таможенным транзитом, перевозчик обязан уведомить
таможенные органы о таких обстоятельствах. Невыполнение данной обязанности
влечет ответственность перевозчика по части 2 статьи 16.6 КоАП России.
Кроме того, частью 1 статьи 16.9 КоАП
России предусмотрена ответственность за выдачу (передачу) товаров третьему лицу
без разрешения таможенного органа. Такое деяние имеет место, когда тягач,
принадлежащий одному перевозчику, на которого возложены обязанности,
предусмотренные статьей 88 ТК России, заменен на тягач другого перевозчика, не
получавшего разрешения на внутренний таможенный транзит данных товаров, то есть
когда товары переданы другому перевозчику для продолжения их доставки. В этом
случае перевозчик, который при внутреннем таможенном транзите обязан обеспечить
сохранность товаров и доставить их в место доставки, несет ответственность по
указанной статье.
При этом в действиях перевозчика,
принявшего к перевозке находящиеся под таможенным контролем товары без
разрешения таможенного органа, содержатся признаки административного
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП России.
Аналогичный подход применим при правовой
оценке деяний перевозчиков, осуществляющих перевозку товаров в соответствии с
международным таможенным транзитом.
Просим довести содержание настоящего
письма до сведения подчиненных должностных лиц.
Первый заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.А.ШАМАХОВ