ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 июля 2006 г. N 01-06/23017
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА
ГТК РОССИИ ОТ 30.03.2004 N 395
По итогам проведенного анализа практики
применения электронной формы декларирования в таможенных органах Российской
Федерации, с целью единообразного применения таможенными органами нормативных
правовых актов, регламентирующих применение электронной формы декларирования
товаров, разъясняем отдельные положения Инструкции о совершении таможенных
операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом
ГТК России от 30.03.2004 N 395 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2004,
рег. N 5767) (далее - Инструкция).
1. Пунктом 8 Инструкции предусмотрено,
что при декларировании товаров в электронной форме одновременно с электронной
декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись
документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении
товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (далее - опись
документов). Таким образом, при начале процедуры декларирования требуется
представлять таможенному органу только два электронных документа - таможенную декларацию
и опись документов, которые в соответствии с Приказом ГТК России от 16.09.2003
N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для
таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным
режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171)
являются документами, необходимыми для таможенного оформления, и в обязательном
порядке должны быть у лица, декларирующего товары.
Необходимо проверить, указаны ли в описи
документы, необходимые в соответствии с Приказом ГТК России от 16.09.2003 N
1022 для таможенного оформления, а также указаны ли сведения о них в
электронной декларации, а по итогам проверки и в результате применения системы
управления рисками принять решение о необходимости представления какого-либо из
документов, указанных в описи (пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что после
прохождения форматно-логического контроля уполномоченное должностное лицо
таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает
решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости
представления электронных документов, указанных в описи документов).
2. Пунктом 5 Инструкции установлено, что
электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации
сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в
формализованном виде в установленных форматах либо, когда формализованный вид
документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем
сканирования документов на бумажных носителях. Форматы электронных документов,
используемых при декларировании товаров, размещены на WEB-сайте ФТС России.
Таким образом, электронные документы, изготовленные путем сканирования бумажных
документов, могут использоваться при электронном декларировании только в тех
случаях, когда не предусмотрен их формализованный вид.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что
лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные
документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться
неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), в том числе до подачи
первой электронной таможенной декларации, для их включения в электронный архив.
При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный
архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее
товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные
долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.
Программный продукт КПС "ЭДТ и ТС", используемый в настоящее время
при электронном декларировании, доработан и позволяет формировать данный
электронный архив.
Однако в таможенных органах сложилась
устойчивая практика, характерная для эксперимента, проводившегося в отдельных
таможенных органах до 27 июля 2004 года, когда лицо, декларирующее товары,
направляет в таможенный орган совокупность данных по сделке (СДС),
представляющую собой весь пакет документов, указанных в описи, в электронной
форме. То есть лица, декларирующие товары, вместе с каждой электронной декларацией
представляют в таможенный орган все документы и не используют возможность
формирования электронного архива. Такая практика противоречит Инструкции и
существенно увеличивает объем информации, передаваемой при электронном
декларировании, что негативно сказывается на скорости ее передачи и работе
сервера электронного декларирования.
3. Предлагаем провести разъяснительную
работу с лицами, декларирующими товары в электронной форме, разъяснив им
вышеуказанные положения Инструкции, и привести практику их работы и практику
работы таможенных органов, где применяется электронная форма декларирования, в
соответствие с Инструкцией. Также целесообразно разъяснить лицам, декларирующим
товары, что ускорение таможенных процедур при использовании этой формы декларирования
непосредственно зависит от организации информационных систем, применяемых
данными лицами, а также возможности использовать при электронном декларировании
электронные документы, представляемые декларантами таможенному брокеру либо
декларантам их иностранными контрагентами.
Заместитель руководителя
В.М.МАЛИНИН