ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 июля 2006 г. N 01-06/23437
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ПО ФАКТАМ КОРРЕКТИРОВКИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
ФТС России в связи с поступающими
обращениями таможенных органов Российской Федерации по вопросу необходимости
возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам корректировки
таможенной стоимости разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 323 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) при отсутствии данных,
подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной
стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные
декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными,
таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием
избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить
декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого
метода.
Согласно пункту 4 статьи 323 Таможенного
кодекса, если представленные декларантом документы и сведения не являются
достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости
товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта
дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления.
По сути этого пункта статьи декларант может не представлять запрошенные
таможенным органом документы и сведения. Вместе с тем декларант имеет право
доказать правомерность использования избранного им метода определения
таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
При этом заявляемая декларантом
таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее
определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной
информации (пункт 2 статьи 323 Таможенного кодекса).
Из положений пунктов 5 - 7 данной статьи
следует, что если правильность определения заявленной декларантом таможенной
стоимости не подтверждена (отсутствуют необходимые данные, документы и сведения
недостаточны или недостоверны), таможенный орган вправе предложить декларанту
определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода, а при
его отказе - самостоятельно определить таможенную стоимость товаров.
Несогласие таможенного органа с
заявленной таможенной стоимостью и проведение ее корректировки само по себе не
свидетельствует о противоправности действий декларанта и не является основанием
для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
РФ). Основным квалифицирующим признаком состава этого правонарушения является
недостоверность заявленных сведений, следовательно, для возбуждения дела об
административном правонарушении необходимо установить недостоверность сведений,
на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые
представлены в таможенный орган для ее подтверждения.
Возбуждение дела об административном
правонарушении будет обоснованным, например, в случае получения информации о
недействительности представленных при таможенном оформлении
товаросопроводительных документов, на основании которых производился расчет заявленной
таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным
органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы) в
таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная
стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам.
Кроме того, признаки рассматриваемого
правонарушения присутствуют в случае, когда имеет место взаимосвязь между
продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако
декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об
отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по
первому методу.
Также обращаем внимание, что с учетом
изложенных выше положений Таможенного кодекса и КоАП РФ, непредставление лицом
запрашиваемых таможенным органом дополнительных документов и сведений,
подтверждающих заявленную при декларировании таможенную стоимость, не образует
состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2
КоАП РФ. Указанное деяние также не влечет ответственности по части 3 статьи
16.12 КоАП РФ, что было разъяснено в Методических рекомендациях по квалификации
административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений
таможенных правил), направленных в таможенные органы письмом ФТС России от
30.06.2005 N 01-06/21925.
Заместитель руководителя
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА