ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 августа 2006 г. N 18-12/30307
О ПРИВЛЕЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 3 СТ. 16.1 КОАП РОССИИ
В правоохранительной деятельности
таможенных органов имеет место негативная практика возбуждения дел об
административных правонарушениях по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) при отсутствии
как события, так и состава административного правонарушения.
Так, перевозчик при международной
перевозке автомобильным транспортом обязан сообщать таможенному органу
достоверные сведения, перечень которых установлен статьей 73 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Таможенный орган не вправе
требовать от перевозчика представления иных сведений (пункт 1 статьи 72 ТК
России).
Сообщение перевозчиком при прибытии на
таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу недостоверных
сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и
(или) об объеме товаров влечет административную ответственность,
предусмотренную частью 3 статьи 16.1 КоАП России. Представление иных
недостоверных сведений таможенному органу не подпадает под действие указанной
статьи.
В связи с изложенным, привлечение к
административной ответственности перевозчика за сообщение недостоверных
сведений о качественных характеристиках товара, в том числе выявленных на этапе
декларирования, при условии достоверности заявленных сведений об общем
наименовании товара, его весе и (или) объеме, количестве и маркировке грузовых
мест, не является правомерным (например, когда оформляются конфеты шоколадные с
начинкой коньячной, а не карамельной, как заявлено в товаросопроводительных
документах).
Кроме того, в случае наличия события
административного правонарушения в целях решения вопроса о возможности
привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо
учитывать требования части 1 статьи 1.5 КоАП России об установлении его вины в
совершении выявленного правонарушения.
В соответствии с положениями части 2
статьи 2.1 КоАП России для решения вопроса о виновности перевозчика таможенному
органу важно определить, какая правовая и реальная возможность была у
перевозчика для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых
предусмотрена административная ответственность.
До вступления в таможенные правоотношения
перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем
(получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что
ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Российской
Федерации, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную
территорию Российской Федерации действительных документов на перевозимые
товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего
выполнения в последующем этих обязанностей.
Поскольку указанные меры принимаются
перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило,
на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен
правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы
международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, а
также вытекающими из конкретного договора перевозки.
При отсутствии возможности реализовать
фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при
приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен
внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки
(пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по
дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке
грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку
действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других
видов транспорта.
Такие оговорки должны рассматриваться
таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль, как риск заявления
недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную границу Российской
Федерации товаре.
При выявлении фактов сообщения
таможенному органу при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации
недостоверных сведений о товаре на этапе таможенного контроля необходимо:
- получить объяснения от лиц, принявших
товар к перевозке (водителя транспортного средства, экспедитора, другого
уполномоченного лица) об обстоятельствах погрузки, в том числе о возможности
проконтролировать достоверность полученных от отправителя сведений о товаре;
- уточнить основания внесения оговорок в
товаросопроводительные документы (при их наличии);
- выяснить, имеются ли данные,
свидетельствующие о виновности перевозчика в совершении правонарушения,
например, обнаружен второй комплект документов на груз.
Наличие обоснованных оговорок в
товаротранспортных документах, содержащих недостоверные требования о товаре,
может свидетельствовать, в совокупности с другими доказательствами, об
отсутствии у перевозчика реальной возможности проверить груз и соблюсти требования
таможенного законодательства, а следовательно, и об отсутствии вины в его
действиях.
С учетом выявленных обстоятельств
таможенный орган может прийти к выводу об отсутствии в действиях перевозчика
состава правонарушения и применить меры по идентификации и обеспечению
сохранности товаров, направив их в установленном порядке в таможенный орган
назначения для дальнейшего оформления, что не препятствует проведению проверок
в отношении перемещаемого товара в рамках таможенного контроля.
Одновременно сообщаем, что Управлением
таможенных расследований и дознания проводится анализ дел данной категории по
их показательной выборке для внесения соответствующих изменений в методические
рекомендации ФТС России по квалификации нарушений таможенных правил.
С Главным управлением организации
таможенного контроля и Правовым управлением согласовано.
Заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник
таможенной службы
Н.В.ЗОРИН