ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 сентября 2006 г. N 01-06/32785
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МОРСКИХ СУДОВ
В целях исключения негативной практики,
складывающейся в регионах деятельности некоторых таможенных управлений при
таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации иностранных морских судов, находящихся в пользовании российских лиц и
плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях
единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации ФТС
России разъясняет следующее.
Использование упрощенного порядка
таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств допускается в
случае, если такие транспортные средства подпадают под полное освобождение от
уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставляется при соблюдении
условий, перечисленных в пункте 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - ТК России), а именно:
- транспортное средство зарегистрировано
за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
- транспортное средство ввозится на
таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за
исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским
лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
- транспортное средство не используется
на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
- транспортное средство после ввоза на
таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае,
если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в
субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды)
заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза
транспортного средства.
В случае, если хотя бы одно из
вышеперечисленных условий не соблюдается, упрощенный порядок таможенного
оформления временно ввозимых транспортных средств не применяется.
В соответствии со статьей 15 Кодекса
торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ России) право плавания
под российским флагом иностранному морскому судну может быть предоставлено,
если это судно находится во владении и пользовании российского лица по договору
фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Согласно статье 16 КТМ России
судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской
Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской
Федерации. Как следует из части 2 статьи 38 КТМ России, при регистрации судна в
бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под
Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о
временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом
Российской Федерации. По смыслу указанных статей внесение судна в
бербоут-чартерный реестр Российской Федерации является одним из видов его
регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, при временном
ввозе такого судна на таможенную территорию Российской Федерации не будет
соблюдаться положение подпункта 1 пункта 1 статьи 271 ТК России, согласно
которому одним из условий предоставления полного освобождения от уплаты
таможенных пошлин, налогов является регистрация транспортного средства за
иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.
Указанный вывод согласуется и с
положениями Конвенции Организации Объединенных Наций "Об условиях
регистрации судов" от 07.02.1986 (далее - Конвенция), которую Российская
Федерация подписала 12.02.1987.
Исходя из статьи 2 Конвенции
"государством регистрации" признается государство, в регистр судов
которого внесено данное судно. Ни одно судно не вносится одновременно в
регистры судов двух или более государств (статья 4 Конвенции). В случае
фрахтования судна без экипажа государство должно убедиться в том, что право
плавания под флагом бывшего государства приостановлено. Такая регистрация
осуществляется при представлении документа, свидетельствующего о
приостановлении предыдущей регистрации (статья 11 Конвенции). Как следует из
статьи 12 Конвенции, государство может регистрировать и предоставлять право
плавать судну под его флагом, фрахтуемому без экипажа фрахтователем в этом
государстве, на период действия договора фрахтования. Для обеспечения
применения данной Конвенции и в целях выполнения ее требований в случае
фрахтования судна без экипажа фрахтователь рассматривается в качестве
собственника. При этом государство должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без
экипажа судно, плавающее под его флагом, находилось под его полной юрисдикцией
и контролем.
Исходя из требования пункта 3 статьи 279
ТК России, при помещении транспортных средств под таможенные режимы временного
ввоза или временного вывоза в случае несоблюдения условий, предусмотренных
пунктом 1 статьи 271 ТК России, декларирование транспортных средств
производится по правилам, установленным главой 14 ТК России для декларирования
товаров, путем подачи грузовой таможенной декларации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2
статьи 271 ТК России Правительство Российской Федерации вправе устанавливать
случаи временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от уплаты
таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство
используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а
также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи
271 ТК России, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного
ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не
переходит российскому лицу. В отношении морских судов валовой вместимостью
свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90
100 0), находящихся в собственности иностранных лиц и зафрахтованных
российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их
использования в международных перевозках товаров и пассажиров полное
освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами предоставляется на
срок действия указанных договоров в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения
таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию
Российской Федерации морских судов".
Таким образом, декларирование иностранных
морских судов, зафрахтованных российскими лицами по бербоут-чартеру, плавающих
под российским флагом и используемых для международных перевозок, производится
данными российскими лицами с учетом требования пункта 3 статьи 279 ТК России по
правилам, установленным главой 14 ТК России, т.е. путем подачи грузовой
таможенной декларации и, если они подпадают под требования Постановления
Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448, с полным освобождением
от уплаты таможенных пошлин и налогов. Невыполнение данной обязанности влечет
ответственность указанных лиц по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Начальникам региональных таможенных
управлений довести до сведения подчиненных таможенных органов изложенную
позицию ФТС России и обеспечить единообразный подход к применению таможенного
законодательства.
Заместитель руководителя
полковник таможенной службы
В.М.МАЛИНИН