ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 марта 2005 г. N 15-14/6116
О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовое управление ФТС России в части
своей компетенции сообщает следующее.
Таможенные органы при осуществлении
таможенного контроля руководствуются нормами Таможенного кодекса Российской
Федерации, ведомственными правовыми актами по таможенному делу.
Согласно пункту 1 статьи 361 Таможенного
кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств
таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при
таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 Таможенного
кодекса Российской Федерации. Таможенный контроль может проводиться в любой из
форм, определенных в статье 366 Таможенного кодекса Российской Федерации,
применительно к требованиям, установленным Таможенным кодексом Российской
Федерации в отношении конкретных форм таможенного контроля (основания, условия
и порядок применения).
В пункте 4 статьи 363 Таможенного кодекса
Российской Федерации определены документы и порядок их получения таможенным
органом для осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров
в рамках различных форм таможенного контроля. При этом отмечаем, что в статье
367 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей форму
таможенного контроля в виде проверки документов и сведений, таможенный орган
вправе запросить дополнительные документы исключительно для проверки информации,
содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Запрос таких
документов не распространяется на иные формы таможенного контроля.
В случае если лицо считает, что при
проведении таможенного контроля были нарушены его права, свободы или законные
интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на
него какая-либо обязанность, то это лицо вправе обжаловать решение, действие
таможенного органа или его должностного лица в соответствии с главой 7
Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального
закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным
подразделениям таможенных органов. В соответствии с этой статьей таможенные
органы решают определенные названным Федеральным законом задачи исключительно в
пределах своих полномочий, установленных законодательными актами Российской
Федерации.
Согласно п. 5 статьи 408 Таможенного
кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе осуществлять в
соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную
деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания, по
которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной
безопасности. В этих целях таможенные органы при наличии оснований,
установленных в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности", осуществляют оперативно-розыскные мероприятия,
предусмотренные статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности", в том числе в виде наведения справок, обследования
помещений, наблюдения. Таможенные органы вправе производить изъятие материалов,
сообщений, предметов при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Лицо,
полагающее, что действия государственных органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод,
вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (пункт 3 статьи 5
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Таким образом, таможенные органы могут
осуществлять проверочные мероприятия как на основании положений Таможенного
кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" в зависимости от того, в каких целях
такие мероприятия осуществляются. Полномочия конкретных структурных
подразделений и должностных лиц таможенных органов на осуществление тех или
иных функций определяются соответствующими положениями и должностными инструкциями
(должностными регламентами).
Что касается запроса у проверяемых лиц
документов и сведений в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности,
отмечаем, что Федеральным законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" не предусмотрена обязанность лиц по запросу органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представлять такие документы
и сведения. Соответственно, если запрос документов и сведений осуществляется
вне рамок возбужденного уголовного дела, лица вправе отказывать в предоставлении
запрошенной информации.
Начальник
Правового управления
Г.БАЛАНДИНА