Вопрос: Об установлении кадастровой
стоимости в зависимости от рыночной стоимости, а также об определении арендной
платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. N Д06-2051
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение и в
пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением нормативных
правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим
Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении.
1. По вопросу установления кадастровой
стоимости в зависимости от рыночной стоимости сообщаем следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для установления кадастровой
стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка
земель, порядок проведения которой установлен Правилами проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 ст. 66 Кодекса в
случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость
земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Указанный пункт не является отсылочным и имеет прямое действие на территории
Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с п.
12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки
земель, рассматриваются в судебном порядке.
Также отмечаем, что
согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности
величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в
том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта,
указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с
установленной
подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора
или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
регулирующим оценочную деятельность.
Обращаем внимание, что в настоящее время
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в
первом чтении проект федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее
- законопроект), устанавливающий в том числе порядок
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке
или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
стоимости (далее - комиссия) лицами, права и обязанности которых затрагивают
результаты определения кадастровой стоимости. Законопроектом предполагается
определить, что, в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости
было подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его
рыночной стоимости в отчете об оценке, комиссия принимает решение об
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости.
2. По вопросу увеличения кадастровой
стоимости сообщаем следующее.
Первый тур государственной кадастровой
оценки земель поселений Тверской области проводился в соответствии с Методикой
государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337
(далее - Методика), и Техническими указаниями по государственной кадастровой
оценке земель поселений, утвержденными Росземкадастром
21.10.2001.
Второй тур государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов Тверской области проводился в соответствии с
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель
населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от
15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Техническими рекомендациями по
государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Следует отметить, что порядок определения
кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими
указаниями, различный. При расчете кадастровой стоимости земель используется
исходная информация по состоянию на дату оценки.
С учетом изложенного результаты
государственной кадастровой оценки первого и второго туров могут иметь
существенные различия.
Ознакомиться с отчетами по
государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов
Тверской области можно в Управлении Роснедвижимости
по Тверской области, которое расположено по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина, д.
11.
3. По вопросу определения арендной платы
за земельные участки сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 65 Кодекса
использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за
использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на
недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной
платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или
муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что
для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая
стоимость земельного участка.
Таким образом, размер арендной платы
определяется органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
17.07.2009