Вопрос: О правах заказчика осуществлять
размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, включать
в состав документации об аукционе требование о
представлении в составе заявки копии лицензии на подлежащие лицензированию виды
деятельности, а также о порядке формирования начальной цены государственного
или муниципального контракта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2008 г. N Д05-1997
Департамент государственного
регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
1. В соответствии с п. 4.1 ст. 10 Закона
размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе
автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных
построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем
проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов
капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений,
включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или
межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса
или аукциона.
По логике Закона
следует понимать, что в ч. 4.1 ст. 10 Закона указание на применение аукциона
при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе
автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных
построек, для государственных или муниципальных нужд означает запрет на
применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на поставку соответствующих товаров (выполнение работ, оказание
услуг) и не накладывает запрета на использование иных способов размещения
заказа, предусмотренных Законом.
В частности, в ст.
10 Закона определены способы размещения заказа (проведение торгов в форме
конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения
торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
на товарных биржах).
При этом установлено, что во всех случаях
размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением
случаев, предусмотренных Законом.
Таким образом, по
мнению Минэкономразвития России и ФАС России (совместное Письмо от 29.04.2008 N
N 5683-АП/Д05 и АЦ/10328), помимо обязанности
использовать исключительно аукцион в качестве одного из способа проведения
торгов заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по
строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов
капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных
построек, киосков, навесов и других
подобных построек, для государственных или муниципальных нужд без проведения
торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного
поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных
процедур, установленных Законом. Указание совместное Письмо Минэкономразвития
России и ФАС России размещено на официальном сайте Российской
Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет по
адресу: http://www.zakupki.gov.ru.
2. В соответствии п. 4 ст. 34
документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения
заказа, установленные ст. 11 Закона. Заявка на участие в аукционе должна
содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа
установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, а также
копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа
требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона (п. 4 ст. 35).
Таким образом, при размещении заказа
путем проведения аукциона заказчик в состав документации об аукционе вправе
включить требование о представлении в составе заявки копии лицензии на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию в
соответствии с перечнем, указанным в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N
128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3. Согласно п. 7.2 ст. 9 Закона
предусмотрено, что при размещении заказа на выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства
начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта
определяется на весь период выполнения работ в ценах лет, в течение которых
планируется исполнение контракта.
Положениями Закона не предусмотрена
разработка универсальной методики определения начальной цены государственного
или муниципального контракта, так как порядок формирования начальной цены
контрактов не является предметом регулирования Закона, положения которого
регламентируют порядок и процедуры закупок. Фактически формирование объема и предельной
стоимости закупаемых товаров, работ, услуг для государственных или
муниципальных нужд происходит при формировании государственными или
муниципальными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий (плановый)
период в процессе бюджетного планирования.
Пунктом 3 ст. 38 Закона установлено, что
государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в
извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене,
предложенной победителем аукциона. Согласно п. 4.1 ст. 9 Закона цена
государственного или муниципального контракта является твердой и не может
изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта
на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 настоящего Федерального закона, а также
случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи Закона. Таким
образом, изменение цены контракта в связи с инфляцией не допускается.
Инфляционные риски при контрактах с
твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен
предусмотреть в цене заявки на участие в аукционе. Данные риски не могут быть
компенсированы за счет средств бюджета.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
23.05.2008