Вопрос: О нецелесообразности включения
положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в проект Национального
стандарта РФ по организации закупочной деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2009 г. N Д05-3935
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел проект
Национального стандарта Российской Федерации по организации закупочной
деятельности (далее - Стандарт) и сообщает свое мнение.
1. Как следует из раздела "Сведения
о стандарте", в Стандарте реализованы требования, установленные
Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В то же время
следует отметить, что предусмотренные в Стандарте процедуры не могут быть
применимы для целей размещения заказов для государственных и муниципальных
нужд, так как не соответствуют положениям Закона N 94-ФЗ (отсутствует процедура
аукциона, предусмотрен механизм переторжки и предквалификационного
конкурсного отбора, ничем не ограничены запрос предложений и возможность
закупки продукции у единственного источника и т.д.).
Кроме того, Закон N
94-ФЗ распространяется на государственных и муниципальных заказчиков, которыми
в соответствии со ст. 4 Закона N 94-ФЗ являются соответственно государственные
органы (в том числе органы государственной власти), органы управления
государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также
бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников
финансирования.
Одновременно сообщаем, что в настоящее
время по поручению Правительства Российской Федерации разрабатывается проект
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
защите конкуренции", которым предполагается определить порядок размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд
регулируемых организаций, в том числе государственных корпораций.
Таким образом,
считаем целесообразным исключить из Стандарта ссылку на Закон N 94-ФЗ или
привести процедуры закупок в соответствие с положениями Закона N 94-ФЗ, а
также, учитывая, что Стандарт устанавливает основные требования к современной
системе закупок в государственных корпорациях, коммерческих и некоммерческих
организациях и у индивидуальных предпринимателей, считаем целесообразным
вывести из-под действия Стандарта закупки, осуществляемые государственными
корпорациями.
2. Среди перечисленных документов, которые
должны быть у заказчика, многие документы формируются иными органами, а не
заказчиком, поэтому необходимость в разработке таких документов устанавливается
иными нормативными правовыми документами. Например, регламент электронной
торговой площадки, используемой заказчиком, регламент ведения и представления
отчетности, формы отчетных документов.
3. Большинство требований, указанных в
Стандарте, носит рекомендательный характер (например, конкурентный выбор
поставщиков там, где это возможно и целесообразно, разумное вовлечение
собственников, требования или рекомендации по обеспечению уровня открытости или
конкуренции при проведении закупок), в связи с чем
необходимо указать конкретные требования, предъявляемые при размещении заказов.
С учетом изложенного, по мнению
Департамента, заложенные в Стандарте механизмы, принципы, документы требуют
доработки.
Одновременно Департамент рекомендует при
доработке Стандартов руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ, который:
1) установил обязательность размещения
информации на официальных сайтах вместо печатных СМИ. Таким образом, был
заложен первый этап обеспечения публичности торгов, по результатам которого с
2006 г. (с момента вступления в силу Закона N 94-ФЗ) в сети Интернет
функционируют официальные сайты закупок, что позволяет предпринимателям
своевременно и оперативно получать информацию о закупках, осуществляемых
заказчиками;
2) ввел новую форму размещения заказов -
аукцион. При проведении аукциона заказчик изначально
формулирует в документации о торгах все необходимые требования к качеству
продукции и условиям поставки (выполнения). В случае если предложение участника
торгов не соответствует требованиям по качеству, установленным заказчиком,
данный поставщик не допускается к участию в торгах независимо от предлагаемой
им цены. Таким образом, исключается субъективизм при оценке со стороны
государственных заказчиков предложений участников торгов;
3) обозначил переход на заключение
государственных контрактов преимущественно путем проведения электронных
аукционов. Равный доступ к госзаказу предпринимателей при проведении
электронных аукционов обеспечивается, в первую очередь, за счет ухода от
рутинности "бумажных" процедур и возможности участия предпринимателей
в электронных аукционах "удаленным доступом", не выезжая на место
проведения торгов. Это позволит малым компаниям принимать участие в большом
количестве торгов, так как отпадает необходимость личного присутствия при
проведении аукционов. Данная мера также будет
способствовать сокращению издержек малых компаний, связанных с участием
(выездом) на торги. Также исключается возможность для сговора между участниками
при проведении электронных аукционов.
Развитие электронных аукционов при
размещении государственного заказа является одним из ключевых мероприятий в
сфере госзаказа в рамках Национального плана противодействия коррупции, которое
заложено в Законе N 94-ФЗ.
Из других, наиболее значимых новшеств
Закона N 94-ФЗ можно отметить:
- введение наряду с судебной процедурой
"короткой" административной процедуры обжалования участниками торгов
действий государственных заказчиков, что дало возможность предпринимателям
защищать свои права, которые нарушены в результате незаконных действий заказчиков,
до заключения государственного контракта (после заключения государственного
контракта обжалование незаконных действий заказчиков практически невозможно);
- введение реестра недобросовестных
поставщиков, исключающего их участие в государственном заказе. К настоящему
времени в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации включено
более 1200 компаний;
- введение административной
ответственности должностных лиц государственных заказчиков за нарушение
требований законодательства о размещении заказов.
В то же время остается ряд вопросов,
требующих проработки, например:
- создание мотивации для заказчиков
наиболее эффективно использовать выделенные для осуществления закупок средства.
(В настоящее время законодательством не предусмотрена возможность закрепления
за заказчиком сэкономленных от проведения торгов средств, а также неосвоенных
средств, предусмотренных на оплату контракта, в случае если обязательства по
контракту не исполняются по вине поставщика.);
- сокращение сроков судебной процедуры
обжалования участниками торгов действий заказчиков.
Указанные вопросы также могут быть
рассмотрены и найти отражение в Стандарте.
Одновременно Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России выражает готовность к
сотрудничеству и совместной работе с Российским союзом промышленников и
предпринимателей по дальнейшему совершенствованию системы размещения заказов в
Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
05.08.2009