Вопрос: О правовых основаниях и порядке
использования штрихового кодирования товаров в РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 мая 2008 г. N Д05-1969
Департамент государственного
регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской
Федерации по поручению рассмотрел обращение о правовых основаниях использования
штрихового кодирования товаров и сообщает следующее.
В Российской Федерации с 1 мая 2002 г.
действует ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 "Автоматическая идентификация.
Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи)",
введенный в действие Постановлением Государственного комитета Российской
Федерации по стандартизации и метрологии от 25.12.2001 N 572-ст "О
введении в действие Межгосударственного стандарта и отмене Государственного
стандарта", содержащий нормы о правилах применения штрихового кодирования,
согласующиеся с международным стандартом ИСО/МЭК 15420-2000 "Информационная
технология. Технологии автоматической идентификации и сбора данных.
Спецификация символики штрихового кода - EAN/UPC".
Обращаем внимание, что пп. "р" ст. 71 Конституции Российской Федерации
относит к исключительному ведению Российской Федерации определение стандартов. Согласно ст. 2 и гл. 3 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" под национальным стандартом понимается
документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила
осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг,
правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов,
требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам
и правилам их нанесения, утверждаемый уполномоченным
национальным органом по стандартизации в целях добровольного многократного
использования. В соответствии с ч. 1 ст. 46 указанного
Федерального закона начиная с 30 июня 2003 г. впредь до вступления в силу
соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным
с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов
исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части,
соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества
физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Из вышеуказанного
следует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов
применение государственных стандартов в случаях, не связанных с продукцией или
процессами эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не
обусловленных целями защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни или
здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение
приобретателей, применение государственных стандартов
не обязательно и осуществляется на добровольной основе.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
Министерства экономического развития
Российской Федерации
М.В.ПАРШИН
23.05.2008