Вопрос: О нецелесообразности выдачи государственной гарантии выкупа задолженности предприятий
по оплате поставок или работ путем предоставления государственного аваля по
векселям предприятий.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 августа 2009 г. N Д06-2275
Минэкономразвития России, в соответствии
с письмом, рассмотрело обращение и сообщает следующее.
Согласно обращению предлагается выдавать
государственную гарантию выкупа задолженности предприятий по оплате поставок
или работ путем предоставления государственного аваля по векселям предприятий.
Согласно Положению о простом и переводном
векселе, введенному в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341,
аваль - это вексельное поручительство.
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские
поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по
переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных
федеральным законом.
Необходимо отметить, что Бюджетным
кодексом Российской Федерации такая форма предоставления государственных
гарантий, как вексельное поручительство, не предусмотрена.
В связи с изложенным, по мнению
Минэкономразвития России, а также Минфина России, правовых оснований для
предоставления государственного аваля по векселям предприятий не имеется.
Также отмечаем, что
в рамках антикризисных мер, реализуемых Правительством Российской Федерации, в
целях оказания государственной поддержки предприятиям реального сектора
действует программа предоставления государственных гарантий Российской
Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной
производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение
кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление
производственной деятельности и
капитальные вложения.
Порядок и условия предоставления
государственных гарантий Российской Федерации установлены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 103 "О предоставлении в
2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам,
привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, на осуществление производственной деятельности и
капитальные вложения.
Согласно указанному Постановлению
Правительства Российской Федерации гарантия предоставляется в обеспечение до
50% предоставленного предприятию кредита, привлекаемого на срок от 6 месяцев до
5 лет, на сумму не менее 150 млн руб. и не более 10
млрд руб. на одного заемщика.
Кредиты, обеспеченные гарантиями,
являются целевыми. Контроль за целевым использованием
кредитов, обеспеченных гарантиями, а также за исполнением заемщиками
обязательств по кредитным договорам осуществляет соответствующий федеральный
орган исполнительной власти, определенный решением о предоставлении
государственных гарантий.
В настоящее время государством
принимаются следующие меры для стимулирования кредитования банками предприятий
и организаций реального сектора экономики.
В соответствии с Федеральным законом от
13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой
системы Российской Федерации" российским кредитным организациям в целях
увеличения ликвидности предоставлены субординированные кредиты на общую сумму
950 млрд руб.
В соответствии с Федеральным законом от
30.12.2008 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(далее - Закон) Банку России предоставлено право выдавать
кредиты без обеспечения на срок не более одного года кредитным организациям,
имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
В целях усиления контроля
за использованием банками полученных средств государственной поддержки
Законом предусмотрено назначение в банки, получившие государственную поддержку,
уполномоченных представителей, а также обязанность кредитных организаций
предоставлять уполномоченному представителю по его запросу информацию и
документы, которые касаются деятельности кредитной организации по вопросам
кредитования.
В соответствии с Планом
действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и
отдельных отраслях экономики, утвержденным Председателем Правительства
Российской Федерации 06.11.2008 N 4863п-П13 (далее - План действий), в
частности, предусматривается определение рекомендаций коммерческим банкам (в
том числе банкам с государственным участием), использующим различные формы
государственной поддержки, по изменению внутренних документов в части объемов
кредитования приоритетных секторов экономики.
В соответствии с п. 17 Плана действий
Минэкономразвития России ведется регулярный мониторинг объемов средств,
направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики.
Мониторинг кредитования банками,
получившими государственную поддержку в виде субординированных кредитов,
реального сектора экономики показывает, что банки, получившие такую поддержку,
наращивают кредитование более высокими темпами по сравнению со всеми кредитными
организациями в целом.
Одновременно сообщаем, что в дополнение к
ранее принятым мерам Правительства Российской Федерации по стабилизации
экономики осуществляется разработка механизмов в целях повышения доступности
кредитных ресурсов для системообразующих предприятий и реального сектора
экономики в целом.
Так, в соответствии с Поручением
Президента Российской Федерации от 15.05.2009 N Пр-1177 Правительству
Российской Федерации поручена разработка нормативных правовых актов,
направленных на совершенствование механизма предоставления государственных
гарантий, дополнительного субординированного кредитования банков, а также
использование государственных облигаций для капитализации банковского сектора.
Также отмечаем, что Банком России принято
решение о снижении ставки рефинансирования с 13 июля 2009 г. до 11% (ранее
повторно снижена на 0,5%), что направлено на повышение
доступности кредитных ресурсов.
Указанные меры направлены на обеспечение
стабильности банковской системы Российской Федерации, что создает
дополнительные возможности для кредитования российских предприятий.
В связи с
изложенным использование механизма, предложенного в обращении, представляется
не вполне обоснованным.
Минэкономразвития России благодарит Вас
за активную позицию и искреннюю заинтересованность в развитии экономики страны.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
07.08.2009