Вопрос: О порядке отбора электронных
торговых площадок, имеющих право проводить открытые аукционы в электронной
форме в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2009 г. N Д05-4028
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение
администрации области о положениях Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
регулирующих вопросы проведения открытых аукционов в электронной форме, и
сообщает.
1 июля 2009 г. вступила в силу новая гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Настоящей
главой устанавливается новый порядок проведения открытых аукционов в
электронной форме. С целью распространения практики
проведения электронных аукционов среди государственных заказчиков в
соответствии с ч. 32 ст. 65 Закона Правительство Российской Федерации
определило три пилотных электронных площадки, на которых могут проводиться
электронные аукционы для заказчиков федерального уровня в соответствии с
порядком, установленным гл. 3.1 Закона, - ГУП "Агентство по
государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям
Республики Татарстан", ОАО "Единая электронная торговая
площадка" и ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 755-р).
В соответствии с ч.
31 ст. 65 Закона Минэкономразвития России, являясь федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на нормативное правовое регулирование в
сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, совместно с
ФАС России осуществит отбор электронных площадок в целях проведения открытых
аукционов в электронной форме в порядке, установленном гл. 3.1 Закона. При отборе электронных площадок будут определены условия
функционирования и количество электронных площадок. Отобранные площадки будут
проводить электронные аукционы для федеральных, а также для региональных и
муниципальных заказчиков.
Департамент считает, что отбор
ограниченного числа электронных торговых площадок будет способствовать
существенному совершенствованию системы государственных и муниципальных
закупок, в частности:
1) будет осуществлен полный переход на
электронный документооборот и сокращение издержек по участию в торгах, переход
к возможности участия в аукционе онлайн не в масштабах региона, а в масштабах
страны. При этом электронный документооборот предусматривает не только
проведение в электронном виде самого аукциона, но и подписание контрактов с
помощью электронной цифровой подписи. Это позволит полностью уйти и заказчику,
и предпринимателям от "бумажной" процедуры и обеспечит возможность
участия малых компаний в аукционах в режиме "удаленного доступа".
Также это позволит малым компаниям принимать участие в большем, нежели сейчас,
количестве торгов, так как отпадает необходимость личного присутствия при проведении аукционов и сокращаются издержки малых компаний,
связанные с транспортными расходами;
2) будут созданы условия для защиты
добросовестных предпринимателей и заказчиков - процедура допуска и аккредитации
участников. Во избежание злоупотреблений со стороны заказчиков
порядок аккредитации и рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе
исключительно формализован и максимально детализирован;
3) будет обеспечена
информационная безопасность процедуры проведения открытого аукциона в
электронной форме, поскольку отобранные Правительством Российской Федерации (а
позднее Минэкономразвития России) электронные торговые площадки будут обязаны
действовать в строгом соответствии с требованиями и регламентами, определенными
Минэкономразвития России. Кроме того, контроль за их исполнением со стороны Минэкономразвития
России и ФАС России будет осуществляться как на этапе отбора площадок, так и на
стадии их функционирования;
4) формируются
благоприятные условия участия поставщиков и подрядчиков в электронных
аукционах, поскольку наличие ограниченного числа площадок позволяет с
наименьшими временными и трудовыми затратами отследить аукционы по интересующей
организацию тематике, тогда как в настоящее время в условиях множества площадок
одновременная работа с ними не представляется возможной. Кроме того, высокая концентрация заказчиков и участников аукционов на
ограниченном числе электронных площадок позволит проводить торги с высоким
уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск и контроль информации о
размещаемом заказе.
Вместе с тем следует отметить, что
большое число электронных площадок формирует условия для злоупотребления
доступом к программным и аппаратным средствам электронной площадки в целях
сокрытия или искажения размещенной информации, а также ограничения доступа к
такой информации или к участию в аукционах потенциальных участников торгов.
Помимо вышеизложенного Департамент
считает, что требования Закона об обязательном открытии оператором электронной
торговой площадки счета для обеспечения заявок на участие в аукционе для
каждого аккредитованного участника размещения заказа являются инструментом,
обеспечивающим экономическую безопасность и защищающим государственных
заказчиков от недобросовестной конкуренции при проведении электронных торгов.
Также Департамент отмечает, что в
соответствии со ст. 41.1 Закона не допускается взимание с участников размещения
заказа платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом
аукционе в электронной форме, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым
заключается государственный или муниципальный контракт, в случаях,
предусмотренных настоящей главой. Таким образом, оплата за участие в
электронном аукционе не взимается и, как следствие, издержки организации никоим
образом не увеличиваются. Кроме того, организация, представившая денежные
средства оператору электронной торговой площадки в счет обеспечения заявки на
участие в аукционе, вправе получить эти средства обратно по окончании процедуры
торгов. Таким образом, у участника размещения заказа не возникает дополнительных
расходов, и, следовательно, условия для увеличения цены контракта не
формируются.
Вместе с тем сообщаем, что отбор
электронных торговых площадок, имеющих право проводить открытые аукционы в
электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона, будет проводиться на
конкурсной основе.
Любая электронная торговая площадка,
включая официальную торговую площадку области, вправе принять участие в
указанном отборе.
Учитывая вышеизложенное, Департамент
считает меры по определению электронных торговых площадок, уполномоченных на
проведение электронных аукционов при размещении заказов для государственных и
муниципальных нужд, своевременными и способствующими
развитию конкуренции в системе государственных и муниципальных закупок.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
12.08.2009