Вопрос: Об отсутствии
оснований для регулирования законодательством РФ об оценочной деятельности
механизма определения восстановительной стоимости при переоценке активов для
целей, предусмотренных ПБУ 6/01.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2009 г. N Д06-2344
Департамент корпоративного управления
рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Обращаем внимание, что согласно Положению
о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за
исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.
В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам,
изложенным в обращении.
Статья 2
Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) определяет правовые основы
регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным
образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок
с объектами оценки, а также для иных целей.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ
под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов
оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов
оценки рыночной или иной стоимости.
Согласно абз. 2
п. 5 Федерального стандарта оценки N 2 "Цель оценки и виды стоимости (ФСО
N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N
255, в целях реализации положений Закона N 135-ФЗ при осуществлении оценочной
деятельности используются рыночная, инвестиционная, ликвидационная и
кадастровая стоимости.
Понятие восстановительной стоимости не
закреплено законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Одновременно ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено,
что в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных
Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости
объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость",
"разумная стоимость", "эквивалентная стоимость",
"реальная стоимость" и других, установлению подлежит рыночная
стоимость данного объекта. Однако следует учитывать, что действие данной нормы
распространяется на случаи проведения обязательной оценки объекта оценки.
В свою очередь, переоценка группы
однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N
26н (далее - ПБУ 6/01), не является обязательной.
Таким образом, механизм определения
восстановительной стоимости при переоценке активов для целей, предусмотренных
ПБУ 6/01, не регулируется законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности.
Стоит отметить, что законодательство
Российской Федерации не запрещает юридическим лицам привлекать третьи лица
(сторонние организации) для оказания консультационных услуг по проведению
переоценки объектов основных средств. Регулирование консультационных услуг
осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
13.08.2009