Вопрос: О порядке перевода жилого
помещения в нежилое помещение, а также о возможности оспаривания нормативного
правового акта органа местного самоуправления как акта, нарушающего права,
свободы и законные интересы и изданного вне пределов компетенции органов,
осуществляющих перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2009 г. N Д23-2806
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о переводе жилого
помещения в нежилое помещение и в пределах своей компетенции сообщает.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое установлен гл. 3 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - Жилищный кодекс), обладающего более высокой юридической силой
по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, в том
числе при регулировании вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.
В соответствии с Жилищным кодексом
полномочия по определению условий и порядка перевода жилых помещений в нежилые
помещения за органами государственной власти субъекта Российской Федерации в
области жилищных отношений и органами местного самоуправления в области
жилищных отношений не закреплены. Согласно ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса органы
местного самоуправления в области жилищных отношений вправе принимать в
установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
При этом правом по определению перечня документов, необходимых для перевода
жилого помещения в нежилое помещение, органы местного самоуправления не
наделены.
Данный перечень документов, необходимых
для представления в орган, осуществляющий перевод помещений в целях перевода
жилого помещения в нежилое помещение, установлен ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
К таким документам относятся:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на
переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном
порядке копии);
3) план переводимого помещения с его
техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым,
технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором
находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в
установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого
помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для
обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого
помещения).
Частью 3 ст. 23
Жилищного кодекса установлен запрет на требование органами, осуществляющими
перевод помещений, других документов, кроме установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного
кодекса.
Следует также отметить, что ч. 1 ст. 24
Жилищного кодекса установлены случаи отказов органов местного самоуправления в
переводе жилого помещения в нежилое помещение:
1) непредставление определенных ч. 2 ст.
23 Жилищного кодекса документов;
2) представление документов в
ненадлежащий орган;
3) несоблюдение предусмотренных ст. 22
Жилищного кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствие проекта переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В числе
перечисленных случаев отказов в переводе жилых помещений в нежилые помещения
отсутствует требование органов местного самоуправления о представлении иных
документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение,
кроме установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса.
При этом вышеуказанной статьей не
установлено, что непредставление документов, помимо тех, которые указаны в ч. 2
ст. 23 Жилищного кодекса, может служить причиной отказа в принятии решения о
переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно ч. 3 ст. 24 Жилищного кодекса
решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть
обжаловано заявителем в судебном порядке.
Исходя из вышеизложенного
Департамент недвижимости рекомендует следующее:
1) обратиться в органы местного
самоуправления с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение с
приложением документов, установленных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса, а в случае
отказа в принятии таких документов или бездействия органов местного
самоуправления - в суд;
2) оспорить
нормативный правовой акт органа местного самоуправления как акт, нарушающий
права, свободы и законные интересы и изданный вне пределов компетенции органов,
осуществляющих перевод жилого помещения в нежилое помещение, либо обратиться в
прокуратуру, которая, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от
17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", может в
порядке общего надзора принять меры прокурорского реагирования.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
31.08.2009