Вопрос: О результатах проведения
государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области; об
установлении арендной платы за пользование земельным участком в зависимости от
кадастровой стоимости; об установлении налоговой ставки по земельному налогу.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 сентября 2009 г. N Д06-2531
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
кадастровой оценки земель в Свердловской области и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением
нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с
этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в
обращении.
1. По вопросу результатов проведения
государственной кадастровой оценки земель в Свердловской области отмечаем
следующее.
Государственная
кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной
кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), основывается
на классификации земель по целевому назначению и виду функционального
использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет и не чаще одного раза в 3 года.
Первый тур государственной кадастровой
оценки земель поселений Свердловской области проводился в соответствии с
Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной
Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).
Второй тур государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов Свердловской области проводился в 2007 - 2008
гг. в соответствии с иным порядком на основании Методических указаний по
государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические
указания).
Следует отметить, что порядок определения
кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими
указаниями, различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями
при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по
состоянию на дату оценки.
Учитывая изложенное,
результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров
могут значительно различаться.
Обращаем внимание, что в соответствии с
п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения
государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития
России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении результатов государственной
кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляются Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
2. По вопросу установления арендной платы
за пользование земельным участком в зависимости от кадастровой стоимости
земельного участка сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Порядок определения размера арендной
платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является
существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что
для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая
стоимость земельного участка.
Следует отметить, что законодательством
Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за
пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой
стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование
земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год
устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых
земельных участков.
Таким образом, определение размера
арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов
Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и зависит в том числе от устанавливаемой
указанными органами процентной ставки.
Учитывая изложенное,
по мнению Департамента, в целях снижения арендной платы за земельные участки необходимо
обращаться в соответствующие органы власти.
3. По вопросу налоговой ставки для
расчета налога на землю сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база
определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
В свою очередь,
согласно ст. 387 Налогового кодекса земельный налог (далее - налог)
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные
органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах,
установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, величина налоговой
нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных
образований.
Следует отметить, что в соответствии с п.
1 ст. 3 Налогового кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Обращаем внимание, что согласно п. 2 ст.
34.2 Налогового кодекса письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым
агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации
о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о
местных налогах и сборах дают соответственно финансовые органы субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
02.09.2009