Вопрос: О разъяснении возможности
проведения конкурсных процедур на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг на следующий финансовый год до утверждения лимитов бюджетных
обязательств.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2009 г. N Д05-4387
Департамент государственного
регулирования в экономике и развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении возможности
проведения конкурсных процедур на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг на следующий финансовый год до утверждения лимитов бюджетных обязательств
и сообщает.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон) заказчик вправе размещать заказы у
единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в случае, если возникла
потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой
силы, в связи с чем применение иных способов
размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
К непреодолимой силе относятся
чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение,
засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии,
крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых
нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются
непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и
неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и наносить
материальный ущерб.
Позднее принятие федерального бюджета не
может быть отнесено к непреодолимой силе. Таким образом,
заключение государственных контрактов не может осуществляться на основании п. 6
ч. 2 ст. 55 Закона в связи с поздним принятием федерального бюджета, истечением
срока действия контракта 31 декабря 2009 г. и необходимостью в непрерывности
услуг (заключение контракта с 1 января 2010 г.) и отсутствием времени для
проведения конкурсных процедур.
В отношении возможности заказчика
провести конкурсные процедуры на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг на следующий финансовый год до утверждения лимитов бюджетных обязательств
Департамент сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного
кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и
оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, при
наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год
(плановый период) государственный заказчик вправе разместить
заказ и заключить государственный контракт (ст. 169 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, Письмо Минфина России от 26.10.2008 N 02-03-0/3290).
Закон и Бюджетный кодекс Российской
Федерации не содержат ограничений в части возможности заказчиком объявлять
торги или запрос котировок в отсутствие финансового обеспечения.
Однако в соответствии с
положениями Закона у заказчика при объявлении о проведении торгов или
запроса котировок возникает обязательство заключить контракт с победителем
торгов или запроса котировок на условиях, установленных в конкурсной
документации, документации об аукционе, извещении запроса котировок.
В связи с этим заказчик может совершать
действия по размещению государственного заказа таким образом, чтобы к моменту
заключения государственного контракта не были нарушены положения ч. 2 ст. 72
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Дополнительно Департамент сообщает, что
вопросы нормативно-правового регулирования и проведения государственной
политики в сфере бюджетного законодательства относятся к компетенции Минфина
России.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
08.09.2009