Вопрос: О порядке регистрации права
собственности на дом и земельный участок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2009 г. N Д23-2928
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу регистрации права
собственности на дом и земельный участок и сообщает.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные
объекты недвижимого имущества" установлен упрощенный порядок оформления
прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.
В соответствии со
ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о
регистрации) основанием для государственной регистрации права собственности
гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие
Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного
хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или
индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или
постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или
другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный
земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный
участок, или невозможно определить вид этого права, является следующий
документ:
акт о предоставлении такому гражданину
данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом
местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его
издания;
акт (свидетельство) о праве такого
гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом
государственной власти в порядке, установленном законодательством,
действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного
самоуправления выписка из похозяйственной книги о
наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если
этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или
удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением к указанным
документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
При этом
государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше
земельный участок осуществляется также в случаях, если сведения о площади
земельного участка, содержащиеся в представленном на государственную
регистрацию прав документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта
такого земельного участка, а также в случае, если кадастровый паспорт такого
земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном
объеме, в том числе сведений о
местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются
в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано,
что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о таком
земельном участке не позволяют однозначно определить такой земельный участок в
качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о таком земельном участке
подлежат уточнению и тому подобное).
Истребование у заявителя дополнительных
документов для государственной регистрации права собственности гражданина на
земельный участок не допускается.
Также необходимо
отметить, что государственная регистрация права собственности гражданина на
земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса
Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства,
огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального
жилищного строительства, в случае если к такому гражданину перешло в порядке
наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на
данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 25.2 Закона о
регистрации. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего
право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права
собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть
представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого
гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных п. 2
ст. 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право
гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения
на данный земельный участок.
Учитывая изложенное
и в связи с наличием у Вас архивной выписки, выданной архивным отделом
администрации Ступинского муниципального района Московской области, о наличии
записей в похозяйственной книге в отношении земельного
участка, оформление права собственности на указанные объекты недвижимости в
упрощенном порядке возможно после представления указанных выше документов,
устанавливающих или удостоверяющих право собственности на соответствующий
объект недвижимости.
Обращаем внимание, что в случае
отсутствия таких документов право собственности на соответствующий объект
недвижимости может быть признано в судебном порядке.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ
08.09.2009