Вопрос: О разъяснениях положений
Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть
первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" в части перерегистрации обществ с ограниченной
ответственностью, а также о совершенствовании механизмов защиты прав участников
ООО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2009 г. N Д06-2639
Департамент
корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции
рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положений
Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть
первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) в части перерегистрации
обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО).
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах
деятельности. В то же время согласно Положению Министерство не вправе
осуществлять толкование норм законодательства, за исключением
нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В этой связи
Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
Основной целью указанного Закона являются
повышение инвестиционной привлекательности и совершенствование механизмов
защиты прав участников ООО.
В целях повышения инвестиционной
привлекательности организационно-правовой формы ООО
Законом N 312-ФЗ предусматривается:
запрет на выход из общества (если иное не
предусмотрено уставом);
возможность установления в уставе
механизма продажи доли по заранее определенной цене;
возможность заключения соглашений между
участниками, регулирующих порядок согласованных действий по голосованию на
общем собрании участников, порядку управления обществом и иным вопросам (аналог
"акционерного соглашения").
В целях защиты прав участников ООО
Законом N 312-ФЗ предусматривается:
учет долей в Едином государственном
реестре юридических лиц с одновременным исключением сведений о них из устава и
нотариальным порядком перехода долей;
право участника ООО истребовать
свою долю в случае ее утраты в результате противоправных действий третьих лиц.
Таким образом, с принятием Закона N
312-ФЗ существенно снизился риск "рейдерских захватов", увеличилась
гибкость регулирования корпоративного управления в ООО.
В отношении так называемой
перерегистрации уставов обществ сообщаем.
Пунктом 2 ст. 5 Закона установлено, что уставы
обществ, созданных до вступления в силу Закона, подлежат приведению в
соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом
"Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Закона) до 1
января 2010 г.
В то же время согласно п. 3 ст. 5 Закона
с момента вступления его в силу уставы и учредительные договоры обществ,
созданных до вступления Закона в силу, применяются в части, не противоречащей
вышеуказанным законодательным актам. При этом п. 7 ст. 5 Закона регулирует отношения
по отчуждению доли или части доли в уставном капитале ООО, устав которого не
приведен в соответствие с Законом.
Таким образом, неприведение
устава ООО в соответствие с Законом не влечет
недействительности устава после 1 января 2010 г. и не может быть основанием для
ликвидации по решению суда (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации) такого общества, если не допущены иные грубые или неоднократные
нарушения нормативных правовых актов. При этом в случае
предъявления в суд требования уполномоченного государственного органа или
органа местного самоуправления о ликвидации ООО суду должны быть представлены
доказательства конкретных грубых или неоднократных нарушений законодательства
Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 18.07.2003 N 14-П, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 17.07.2001 N 2163/01, Постановление Пленума Верховного
Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 05.02.1998 N 4/2). Одновременно согласно судебному толкованию
положений п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, данному в
указанных актах, суд может предложить обществу принять меры по устранению
имеющихся в учредительных документах (уставе) расхождений с Законом путем
внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в
установленном порядке. Арбитражный суд может также отложить рассмотрение
назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в
учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в
определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке
подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении
рассмотрения дела, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего общества.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
11.09.2009