Вопрос: О порядке взаимодействия
уполномоченного органа с Ростехнадзором в делах о
банкротстве, инициированных территориальными органами Ростехнадзора,
и праве ФНС России представлять требования об уплате обязательных платежей в
делах о банкротстве.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу разъяснения порядка
взаимодействия уполномоченного органа с Ростехнадзором
в делах о банкротстве, инициированных территориальными органами Ростехнадзора, и сообщает.
Согласно ст. 2 Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон о банкротстве) под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и
иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются
законодательством Российской Федерации.
Согласно правовым
позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в
Определении от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской
Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской
Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении
в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", платежи за негативное воздействие на окружающую
среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках
финансово-правовых отношений). Они носят индивидуально-возмездный и
компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным
сбором.
Таким образом, с учетом изложенной
позиции Конституционного Суда Российской Федерации
рассматриваемые платежи за негативное воздействие на окружающую среду подпадают
под понятие обязательных платежей, приведенное в ст. 2 Закона о банкротстве.
В случае если у должника возникла задолженность
перед Российской Федерацией по обязательным платежам, вопрос о том, какой орган
представляет интересы Российской Федерации в деле о банкротстве, урегулирован в
законодательном порядке.
В соответствии со ст. 2 Закона о
банкротстве уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о
банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об
уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным
обязательствам.
В силу п. 1
Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об
обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве
и в процедурах банкротства" и Постановления Правительства Российской
Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной
налоговой службе" уполномоченным органом по представлению в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных
платежей и требований Российской Федерации по
денежным обязательствам является ФНС России.
Таким образом, исключительно ФНС России
вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о
банкротстве.
Поэтому, учитывая особую функцию ФНС
России в процедурах банкротства, публично-правовую цель института банкротства,
руководствуясь ст. 48 АПК РФ, полагаем, что арбитражный суд вправе произвести
замену в порядке процессуального правопреемства на ФНС России (по заявлению
последней) в реестре требований кредиторов должника по требованиям Российской
Федерации по денежным обязательствам в делах о
банкротстве поименованных в письме УФНС России организаций. Данный механизм
представляется оправданным (целесообразным) и с точки зрения соответствующих
правовых последствий процессуального правопреемства.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
16.09.2009