Вопрос: О проведении государственной
кадастровой оценки земель в Красноярском крае; о пересмотре кадастровой
стоимости земельного участка; об установлении арендной платы за пользование
земельным участком, находящимся в собственности субъектов РФ и муниципальной
собственности, в зависимости от его кадастровой стоимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N Д06-2708
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
кадастровой оценки в Красноярском крае и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением
нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с
этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в
обращении.
1. По вопросу результатов проведения
государственной кадастровой оценки земель в Красноярском крае отмечаем
следующее.
Государственная
кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной
кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), основывается
на классификации земель по целевому назначению и виду функционального
использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет и не чаще одного раза в 3 года.
Первый тур государственной кадастровой
оценки земель поселений Красноярского края проводился в соответствии с
Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной
Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).
Второй тур государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов Красноярского края проводился в соответствии с
иным порядком на основании Методических указаний по государственной кадастровой
оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития
России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания). Следует отметить,
что Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 является нормативным
правовым актом и зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007 N 9370.
Также отмечаем, что порядок определения
кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими
указаниями, различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями
при расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по
состоянию на дату оценки.
Учитывая изложенное,
результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров
могут значительно различаться.
Обращаем внимание, что в соответствии с
п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения
государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении результатов
государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка
осуществляются Управлением Роснедвижимости по
субъекту Российской Федерации.
2. По вопросу пересмотра кадастровой
стоимости земельного участка сообщаем, что в соответствии с п. 12 Правил споры,
возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Следует также
отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в
случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой
ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица
заявления о такой ошибке в форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития
России от 13.04.2009 N 125, указанные ошибки
подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета, либо на
основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на
характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра
его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть
проведена оценка земельного участка.
3. По вопросу установления арендной платы
за пользование земельным участком в зависимости от кадастровой стоимости
земельного участка сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Порядок определения размера арендной
платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в
собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности,
устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что
для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая
стоимость земельного участка.
Следует отметить, что законодательством
Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за
пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой
стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование
земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается
в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, определение размера
арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов
Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и зависит в том числе от устанавливаемой
указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
18.09.2009