Вопрос: Об отсутствии
оснований для использования материалов инвентаризации земель в целях внесения в
государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ
земельных участков.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N Д23-3038
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросу об использовании материалов инвентаризации земель в целях
внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении
границ земельных участков и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению
законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее
- Закон о землеустройстве) с изменениями, внесенными Федеральным законом от
13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон), земельные участки не являются объектами землеустройства. Таким образом, землеустройство
(включая инвентаризацию земель) в отношении земельных участков не
осуществляется.
Однако, как следует из обращения,
материалы инвентаризации земель были подготовлены до вступления в силу Закона.
В соответствии со ст. 19 Закона о
землеустройстве материалы инвентаризации земель являются землеустроительной
документацией и согласно ст. 24 Закона о землеустройстве должны быть переданы в
государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.
При этом Федеральным законом от
24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее
- Закон о кадастре) не предусмотрено представление указанных материалов в орган
кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении
государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Закона о
кадастре для осуществления государственного кадастрового учета земельных
участков либо изменений земельных участков (в связи с уточнением местоположения
границ земельных участков либо в связи с учетом частей земельных участков) в
орган кадастрового учета с соответствующим заявлением должен быть представлен
межевой план.
Учитывая изложенное,
материалы инвентаризации земель, представляемые в орган кадастрового учета органом
местного самоуправления, не могут являться основанием для осуществления
государственного кадастрового учета земельных участков или осуществления
государственного кадастрового учета изменений земельных участков.
В случае если такие документы направлены в
орган кадастрового учета с соответствующим сопроводительным письмом, в котором
содержится просьба осуществить государственный кадастровый учет, по мнению
Департамента недвижимости, органом кадастрового учета должно приниматься
решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на
основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
Дополнительно отмечаем, что в
соответствии с действующим законодательством материалы инвентаризации земель
могут быть использованы для подготовки документов градостроительного
зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровых планах или
кадастровых картах соответствующих территорий, а также для подготовки межевых
планов.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
18.09.2009