Вопрос: Об образовательных программах
профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников; о
реестре экспертов-техников; об осуществлении оценщиком деятельности по
определению стоимости восстановительного ремонта автотранспортных средств в рамках ОСАГО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2009 г. N Д06-2711
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
определения рыночной стоимости восстановительного ремонта (ущерба от ДТП) при
ОСАГО и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Обращаем внимание, что согласно Положению
о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за
исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.
В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам,
изложенным в обращении.
1. Относительно вопроса
по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения
квалификации сообщаем, что во исполнение п. 3 Постановления Правительства
Российской Федерации от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой
технической экспертизы транспортных средств" Приказами от 28.01.2009 N 14
Министерства транспорта Российской Федерации, от 28.01.2009 N 24 Министерства
юстиции Российской Федерации и от 28.01.2009 N 58 Министерства внутренних дел
Российской Федерации утверждены Требования к образовательным программам
профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.
Согласно п. 5.2
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного
Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 300, Рособрнадзор
осуществляет государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего
профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным
программам, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования, реализующих образовательные программы
послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные
образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования.
Таким образом, по мнению Департамента,
представляется целесообразным за дополнительной информацией по образовательным
программам и аккредитации образовательных учреждений направить соответствующий
запрос в Рособрнадзор.
2. По вопросу существования реестра
экспертов-техников сообщаем следующее.
В соответствии с п.
7 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(далее - Закон N 40-ФЗ) правила проведения независимой технической экспертизы
транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и
порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра
экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в
установленном им порядке.
Согласно Приказу Минюста России от
30.06.2003 N 155 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра
экспертов-техников" формирует и ведет данный реестр управление
судебно-экспертных учреждений Минюста России.
3. По вопросу о правомерности
осуществления оценщиком деятельности по определению стоимости
восстановительного ремонта автотранспортных средств в рамках
ОСАГО сообщаем.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается
профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на
установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В то же время в соответствии с п. 7 ст.
12 Закона N 40-ФЗ независимая техническая экспертиза транспортного средства
проводится в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая,
установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии,
методов и стоимости его ремонта.
Одновременно сообщаем, что нормативное
правовое регулирование независимой технической экспертизы, проводимой в рамках
страхования транспортных средств, не входит в компетенцию Минэкономразвития
России.
Кроме того, согласно ст. 5 Закона N
135-ФЗ к объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих
имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или
недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права
на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в
отношении которых законодательством Российской Федерации установлена
возможность их участия в гражданском обороте.
Следует отметить, что определение размера
ущерба не предусмотрено указанной статьей. Таким образом, деятельность по
определению размера ущерба, хотя и может осуществляться оценщиками, не
регулируется законодательством в области оценочной деятельности. Также
отмечаем, что механизмы имущественной ответственности оценщиков в части
возмещения ущерба, причиненного результатами их деятельности, не
распространяются на деятельность, не регулируемую законодательством в области
оценочной деятельности.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
21.09.2009