Вопрос: Об изменении разрешенного
использования земельного участка, принадлежащего ЗАО на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 сентября 2009 г. N Д23-3118
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
об изменении разрешенного использования земельного участка и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено правом давать
официальные разъяснения законодательства. Согласно Постановлению Конституционного
Суда Российской Федерации от 17.11.1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона
(то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений
федерального закона может быть дано только актом законодательного органа,
который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для
федеральных законов. В этой связи по поставленным в обращении вопросам
Департамент может высказать только свое, не подлежащее обязательному
использованию в правоприменительной практике мнение.
По существу изложенных в обращении
вопросов Департамент неоднократно направлял разъяснения порядка изменения
разрешенного использования земельного участка. В связи с изложенным
Департамент повторно сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 30
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК
РФ) правила землепользования и застройки включают в себя
в том числе карту градостроительного зонирования и градостроительные
регламенты.
В результате градостроительного
зонирования определяются территориальные зоны (ч. 1 ст. 35 ГрК
РФ), применительно к каждой из которых устанавливаются виды разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2
ст. 37 ГрК РФ).
Необходимо отметить, что подготовка
правил землепользования и застройки предусматривает в
том числе проведение публичных слушаний в целях учета мнения населения и
заинтересованных лиц при подготовке указанного документа (ч. 11 - 15 ст. 31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются
представительным органом местного самоуправления. В городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом положений ст. 63 ГрК РФ подготовка и утверждение правил землепользования и
застройки осуществляются органами государственной власти указанных субъектов
Российской Федерации - городов федерального значения.
Таким образом, в соответствии с
положениями ГрК РФ органы государственной власти
Санкт-Петербурга правомочны принимать решение об утверждении или изменении
правил землепользования и застройки, которыми в том числе могут предусматриваться
виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства, отличные от уже установленных видов такого использования.
Вместе с тем правообладатели земельных
участков и объектов капитального строительства, за исключением органов
государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных
предприятий, выбирают вид разрешенного использования земельных участков и
объектов капитального строительства из числа основных и вспомогательных
самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
При этом, по
мнению Департамента, правообладателями являются юридические либо физические
лица, которым земельный участок принадлежит на соответствующем вещном праве. В
соответствии с положениями гл. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации
разновидностями вещных прав на землю являются право собственности, право
пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования
и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Поскольку обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника
участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, то обладатель
сервитута не вправе распоряжаться земельным участком, в том числе определять
его юридическую судьбу путем выбора того или иного вида разрешенного
использования земельного участка.
С учетом изложенного выбор разрешенного
использования земельного участка осуществляется правообладателем этого участка
(собственником, землепользователем, землевладельцем) самостоятельно из числа
видов, определенных правилами землепользования и застройки.
Таким образом, поскольку согласно
изложенной в обращении информации земельный участок принадлежит ЗАО на праве
постоянного (бессрочного) пользования, то ЗАО является правообладателем такого
участка, уполномоченным самостоятельно, без дополнительных разрешений и
согласования выбирать вид разрешенного использования из числа основных и
вспомогательных видов.
В случае если вид
разрешенного использования земельного участка или объекта капитального
строительства не соответствует градостроительному регламенту, то такой участок
или объект может использоваться без установления срока его приведения в
соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если
использование таких земельных участков и объектов капитального строительства
опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов
культурного наследия. В случае если
использование земельных участков и объектов капитального строительства, виды
разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному
регламенту, продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для
окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными
законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и
объектов.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
24.09.2009