Вопрос: О разъяснении отдельных положений
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а именно: разъяснений в части
обеспечения контрактов в форме страхования ответственности, разъяснения об
изменениях условий контракта при его заключении, а также разъяснений о
возможности размещения заказов на НИОКР через торги, запрос котировок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 октября 2009 г. N Д22-917
Департамент государственного
регулирования в экономике и развития конкуренции
Минэкономразвития России рассмотрел письмо Минпромторга
России о разъяснении отдельных положений законодательства Российской Федерации
о размещении заказов и сообщает свое мнение.
1. По вопросу обеспечения контрактов в
форме страхования ответственности.
В Федеральном
законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон N 94-ФЗ) отсутствуют указания на условия (форма договора
страхования, его существенные условия, порядок определения страхового случая и
срок действия договора страхования, объем страхового покрытия, перечень
документов, подтверждающих наступление страхового случая, и т.п.), которым
должно соответствовать страхование
ответственности по контрактам. В связи с этим возникают сложности с получением
возмещения от страховых организаций, осуществляющих страхование ответственности
по государственным и муниципальным контрактам.
Анализ выдаваемых страховых полисов по
исполнению контрактов, проведенный Министерством совместно с ФАС России,
выявил, что выплаты по страховым полисам в случае неисполнения контрактов
практически не производятся. Так, по сведениям, полученным от нескольких
десятков страховых компаний, по обращениям заказчиков в страховые компании за
выплатой страхового возмещения удовлетворяются не более 10% таких обращений.
В связи с этим страхование
ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в
электронной форме и может быть исключено по усмотрению заказчика, уполномоченного
органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса или аукциона
(Закон N 94-ФЗ в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ). В
соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 94-ФЗ, заказчики,
уполномоченные органы получают право определять в государственном или
муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.
Внесенные в Закон N 94-ФЗ поправки
призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий
недобросовестных поставщиков.
2. По вопросу изменения условий контракта
при его заключении.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 (для
конкурса) государственный или муниципальный контракт заключается на условиях,
указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт,
заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении
государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может
превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в
извещении о проведении открытого конкурса. В случае если контракт заключается с
физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных
занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на
размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом N
94-ФЗ в отношении аукционов (ч. 3 ст. 38) и запросов
котировок (ч. 8 ст. 47).
Изменение условий заключенных контрактов
допускается в случаях, определенных ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
3. По вопросу о возможности размещения
заказов на НИОКР через торги, запрос котировок в соответствии со ст. 15 Закона
N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. III Общероссийского
классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел <73> "Деятельность в области
исследований и разработок" включает следующие три основополагающих вида
деятельности: 1) фундаментальные исследования, экспериментальная или
теоретическая работа, предпринимаемые прежде всего с целью приобретения новых
научных знаний относительно принципов, лежащих в основе явлений природы, и
поддающихся наблюдению фактов, не имея в виду конкретные виды их применения или
использования; 2) прикладные исследования, которые предусматривают также
углубленное изучение процессов и объектов, предпринимаемое с целью приобретения
новых знаний. Эта работа, однако, прежде всего
направлена на достижение конкретных практических целей или выполнение задач; 3)
экспериментальные разработки являются систематической работой, основывающейся
на существующих знаниях, полученных в результате исследований и/или практического
опыта, и направленной на создание и внедрение новых технологий, материалов,
продуктов или устройств, а также на существенное улучшение тех, которые уже
созданы или внедрены. Исключения: Организация и поддержка на государственном
уровне фундаментальных исследований в различных областях естественных и
общественных наук классифицированы в соответствующей подгруппе подраздела
<75> ("Деятельность в области государственного управления и обороны;
деятельность в области обязательного социального страхования").
Организация и поддержка прикладных исследований и экспериментальных разработок,
связанных с обороной, классифицированы в подгруппе
<7522> ("Оборонная деятельность"). Образование в сочетании с
исследовательской работой классифицировано в соответствующей подгруппе
подраздела <80> ("Деятельность в области образования").
Исследования конъюнктуры рынка классифицированы в подгруппе <7413>
("Исследование конъюнктуры рынка; деятельность по выявлению общественного
мнения").
С учетом изложенного, по мнению Департамента,
если выполнение НИОКР, указанных в обращении Минпромторга
России, не относится к указанным исключениям, то заказы на выполнение таких
работ должны учитываться в объеме товаров, работ, услуг, заказы на которые
должны размещаться у субъектов малого предпринимательства. Для определения
объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства в
соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ, по Перечню товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые
осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (далее -
Перечень):
а) заказчик определяет общую сумму
средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень;
б) исходя из общей
суммы средств заказчик определяет объем минимальный и максимальный,
подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства;
в) заказчик самостоятельно определяет
одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем
проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства
(при этом заказчик может выбрать или не выбирать позицию, связанную с
выполнением НИОКР).
Более подробные разъяснения о применении
норм Закона N 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого
предпринимательства направлялись совместным Письмом Минэкономразвития России и
ФАС России от 18.08.2009 N 13497-АП/Д05 и от 17.08.2009 N АЦ/27510.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
05.10.2009