| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об отсутствии оснований для размещения заказов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, а также об отсутствии гарантии своевременной и качественной поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг при проведении конкурса с обязательной проверкой квалификации участников торгов и при наличии у поставщика опыта выполнения аналогичных работ.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 октября 2009 г. N Д22-938

 

В соответствии с письмом Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу размещения заказов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог для государственных и муниципальных нужд и сообщает свое мнение.

Частью 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) определено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Таким образом, размещение заказа на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог должно осуществляться путем проведения аукциона.

Размещение заказа на указанные работы путем проведения конкурса не имеет достаточных оснований по следующим причинам.

Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа на участие в конкурсе или аукционе, едины и установлены Законом (ст. ст. 11, 25 и 35 Закона). Устанавливать иные требования к участникам размещения заказа и требовать от участников размещения заказа иные документы, за исключением перечисленных в Законе, не допускается.

Частью 2 ст. 34 Закона определено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Аналогичные требования предъявляются Законом и к содержанию конкурсной документации (ч. 2 и 2.1 ст. 22 Закона).

То есть вопросы обеспечения качества выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог могут в полном объеме быть отражены как в документации об аукционе, так и в конкурсной документации.

В связи с этим по данной части можно констатировать отсутствие различий между процедурой конкурса и процедурой аукциона - требования к поставляемому товару (выполняемым работам, оказываемым услугам) в той и другой документации по существу идентичные.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

Единственное отличие конкурса от аукциона в рассматриваемом случае - это возможность многокритериальной оценки условий исполнения контракта. При этом следует учитывать, что значимость критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" не может составлять в оценке более 20% (ч. 6 ст. 28 Закона).

В то же время в документации об аукционе заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к качеству услуг и иным условиям оказания услуг и другие требования, как минимальные необходимые требования.

Таким образом, выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог путем проведения конкурса даже с учетом использования такого критерия оценки конкурсных заявок, как "качество услуг и квалификация участника размещения заказа", не повлияет на результаты размещения заказа в части недопуска недобросовестных участников, для которых качество оказания услуг имеет второстепенное значение.

В отношении предложения закупки работ и услуг путем проведения конкурса с обязательной проверкой квалификации участников торгов сообщаем, что наличие у поставщика (исполнителя, подрядчика) опыта выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, а также наличие производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов не являются гарантией своевременной и качественной поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом предусмотрен ряд защитных механизмов:

1) установление в конкурсной документации (документации об аукционе) заказчиком, уполномоченным органом требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а также требований к описанию участниками размещения заказа поставляемых товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик.

Если заявка на участие в конкурсе (аукционе), поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации (документации об аукционе), такая заявка отклоняется конкурсной (аукционной) комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) как не соответствующая требованиям документации.

В этой связи следует учитывать, что от того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в конкурсной документации (документации об аукционе) вышеуказанные требования и показатели, в большой степени зависят итоги конкурсов (аукционов) и последующее исполнение контрактов;

2) установление со стороны заказчика требования об обеспечении исполнения государственного или муниципального контракта снижает риски заказчика, связанные с некачественным исполнением условий контракта для государственных (муниципальных) нужд, а также повышает ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом;

3) установление со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, а также обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта;

4) в соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте;

5) Закон предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона);

6) включение в конкурсную документацию (документацию об аукционе) требования об отсутствии участника размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.

Вышеуказанные положения Закона позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем правильной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа.

Таким образом, положения Закона предусматривают меры, которые позволяют защитить государственных (муниципальных) заказчиков от фирм-однодневок (порядок приемки работ, обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта) и получить при размещении заказов качественные товары, работы, услуги.

 

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

и развития конкуренции

А.Т.КАТАМАДЗЕ

07.10.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024