Вопрос: О результатах проведения
государственной кадастровой оценки земель Костромской области; о пересмотре
кадастровой стоимости участка; о возможности увеличения поступлений по
земельному налогу в бюджет; об установлении арендной платы за пользование земельным
участком.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2009 г. N Д06-2884
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) с учетом позиций
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассмотрел обращение
по вопросам увеличения кадастровой стоимости земельных участков в Костромской
области, повышения налога на землю и арендной платы за ее пользование, порядка
урегулирования споров, возникающих при проведении государственной кадастровой
оценки, и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением
нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с
этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в
обращении.
1. По вопросу результатов
проведения государственной кадастровой оценки земель Костромской области
отмечаем следующее.
Государственная
кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной
кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), основывается
на классификации земель по целевому назначению и виду функционального
использования.
В соответствии с п. 3 Правил
государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5
лет и не чаще одного раза в 3 года.
Первый тур государственной кадастровой
оценки земель поселений Костромской области проводился в соответствии с
Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной
Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика).
Второй тур государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов Костромской области проводился в соответствии
с иным порядком на основании Методических указаний по государственной
кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом
Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Следует отметить, что порядок определения
кадастровой стоимости земель, предусмотренный Методикой и Методическими
указаниями, различный. В соответствии с действующими Методическими указаниями при
расчете кадастровой стоимости земель используется исходная информация по
состоянию на дату оценки.
Учитывая изложенное,
результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров
могут значительно различаться.
Обращаем внимание, что в соответствии с
п. 13 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения
государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснения в отношении
результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка
осуществляются Управлением Роснедвижимости по
субъекту Российской Федерации.
2. По вопросу пересмотра кадастровой
стоимости земельного участка сообщаем, что в соответствии с п. 12 Правил споры,
возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель,
рассматриваются в судебном порядке.
Следует также
отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007
N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в случае
обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в
сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о
такой ошибке в форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от
13.04.2009 N 125, указанные ошибки
подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на
основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Если выявленная ошибка влияет на
характеристики земельного участка и влечет за собой необходимость пересмотра
его кадастровой стоимости, то в соответствии с п. 1 Правил оценщиком может быть
проведена оценка земельного участка.
Следует отметить, что проектом
федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие
законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект),
принятым в первом чтении, предусматривается возможность оспаривания
результатов кадастровой оценки объектов недвижимости. Законопроектом
предполагается, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть
оспорены в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения
кадастровой стоимости лицами, права и обязанности которых затрагивают
результаты определения кадастровой стоимости.
3. По вопросу увеличения налога на землю
отмечаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база определяется как
кадастровая стоимость земельных участков.
В свою очередь,
земельный налог является местным налогом и в соответствии со ст. 387 Кодекса устанавливается
Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
Устанавливая земельный налог,
представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в
пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Пределы данных
налоговых ставок установлены ст. 394 Кодекса.
Следует отметить, что большинство
представительных органов муниципальных образований (около 60%) к концу 2006 г.
приняли решения об установлении на территории своих муниципалитетов ставок
земельного налога от кадастровой стоимости в размере, максимально допустимом в
соответствии с Кодексом. Так, для земельных участков,
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства, а также для земельных участков, занятых
жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, личного подсобного
хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного
хозяйства, максимальный размер налоговой ставки составляет 0,3% от кадастровой
стоимости земель, в отношении прочих земель, не освобожденных от уплаты
налога, - 1,5% от их кадастровой стоимости.
В ряде регионов Российской Федерации
представительные органы муниципальных образований понизили ставки земельного
налога, учитывая фактическую способность налогоплательщиков к уплате земельного
налога, а также используя свое право принимать решения, облегчающие положение
налогоплательщика, установленные п. 4 ст. 5 Кодекса. Так,
например, установлены низкие ставки налога: за земельные участки, занятые
жилищным фондом (0,01% в муниципальных образованиях Республики Адыгея, 0,03% в
Хабаровском крае); за земельные участки гаражей (0,015% в муниципальных
образованиях Волгоградской области, 0,03% - Костромской области); за земельные
участки, предоставленные гражданам для личного подсобного хозяйства (0,012% в
муниципальных образованиях Краснодарского края, 0,01% - Самарской области);
за земельные участки под объектами торговли (0,03% в муниципальных образованиях
Костромской области, 0,05% - Алтайском крае).
Таким образом, величина налоговой
нагрузки в большей степени определяется налоговой ставкой, устанавливаемой
органами муниципальных образований.
Также следует отметить, что в
соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 12
Кодекса представительные органы муниципальных образований могут устанавливать
законодательством о налогах и сборах налоговые льготы, основания и порядок их
применения в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом. Перечень
организаций и физических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога,
установлен ст. 395 Кодекса.
4. По вопросу установления арендной платы
за пользование земельным участком сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и
арендная плата.
Порядок определения размера арендной
платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или
муниципальной собственности, устанавливается соответственно органами
государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления.
Пунктом 5 ст. 65 Земельного кодекса
установлено, что для определения арендной платы за земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной собственности, может
применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Следует отметить, что законодательством
Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за
пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой
стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных
участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается в
определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, определение арендной платы
за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и зависит в том числе от устанавливаемой
указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
Следует отметить,
что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582
(далее - Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы
при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка,
условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности
Российской Федерации (далее - Правила определения размера арендной платы).
Арендная плата при аренде земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
определяется исходя из следующих основных принципов:
принципа экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принципа предсказуемости расчета размера
арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок
расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной
платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принципа предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принципа недопущения ухудшения
экономического состояния землепользователей и землевладельцев при
переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер
арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные
участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в
отношении таких земельных участков;
принципа учета необходимости поддержки
социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной
платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты
интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В соответствии с п.
2 Постановления Минэкономразвития России по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих
отраслях экономики, в течение года необходимо утвердить ставки арендной платы
или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в п. 5 Правил
определения размера арендной платы земельных участков.
В целях реализации указанного положения
Минэкономразвития России ведется работа по разработке подходов к определению
арендной платы, классификации объектов арендных отношений, по сбору информации
существующих затрат арендаторов земельных участков и иной информации, влияющей
на подготовку итоговых предложений.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
07.10.2009