Вопрос: Об отсутствии правовых оснований
передачи государственным заказчиком заказчику-застройщику полномочий и права
заключать государственные контракты (договоры) с генеральными подрядчиками и
поставщиками оборудования.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2008 г. N Д05-2182
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение о
разъяснении вопроса, связанного с передачей государственным заказчиком права
заказчику-застройщику заключать государственные контракты (договоры) с
генеральными подрядчиками и поставщиками оборудования, и сообщает свое мнение.
Основополагающие нормы законодательства
Российской Федерации о размещении заказов формируют следующие положения.
Согласно положениям Гражданского кодекса
Российской Федерации поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе
государственного или муниципального контракта соответственно на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных
нужд (ст. ст. 525, 763).
Государственный или
муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,
размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд, а именно Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон), который регулирует соответствующие отношения.
Под государственным или муниципальным
контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях
обеспечения государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 9 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4
Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать
соответственно государственные органы (в том числе органы государственной
власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы
местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств
федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов
бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и
внебюджетных источников финансирования.
Частью 1 ст. 6
Закона определено, что заказчик или уполномоченный орган (в случае если такое
право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь
на основе контракта юридическое лицо (далее - специализированная организация)
для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов - разработки
конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения
извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления
приглашений принять участие в закрытом конкурсе или
в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
При этом выбор специализированной организации осуществляется заказчиком,
уполномоченным органом путем проведения торгов, запроса котировок цен на
товары, работы, услуги в соответствии с Законом (ч. 2 ст. 6 Закона).
Анализ вышеуказанных норм позволяет
сделать следующие выводы.
Закон определяет исчерпывающий перечень
лиц, которые могут выступать государственными или муниципальными заказчиками. Возможность делегирования полномочий на размещение заказов и
заключение контрактов предусмотрена в единственном случае - когда, с учетом
положений ч. 1 ст. 4 Закона, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации или органы местного самоуправления уполномочивают на размещение
заказов бюджетные учреждения, иных получатели средств бюджетов субъектов
Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и
внебюджетных источников финансирования.
Здесь следует
отметить, что согласно понятиям, содержащимся в ст. 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, получатель бюджетных средств (получатель средств
соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного
самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие
право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
При этом единственное исключение,
установленное Бюджетным кодексом Российской Федерации, содержится в отношении
государственных академий наук и подведомственных им учреждений (не являющихся
бюджетными), в соответствии с которым до утверждения Правительством Российской
Федерации уставов академий они осуществлять свою деятельность в соответствии с
положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации применительно к бюджетным
учреждениям.
Таким образом, если
деятельность заказчика-застройщика осуществляется на условиях заключенного с
государственным заказчиком государственного контракта (договора), предметом
которого является осуществление контроля и надзора за строительством и принятие
от имени государственного заказчика определенных решений во взаимоотношениях с
подрядчиками (поставщиками оборудования), государственный заказчик не имеет
правовых оснований для передачи заказчику-застройщику полномочий и права
заключать государственные контракты (договоры) с генеральными подрядчиками и
поставщиками оборудования.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
03.06.2008