Вопрос: Об
ответственности, предусмотренной за нарушение лесного законодательства,
связанного с незаконной рубкой древесины и повреждением лесных насаждений; о
порядке реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных
на землях лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса РФ;
об определении понятия "секвестрованная древесина" и ее статуса для
целей учета и распоряжения указанной древесиной.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2009 г. N Д23-3345
В соответствии с письмом Департамент
недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
реализации древесины, изъятой у нарушителей лесного законодательства, а также
полученной при использовании лесов в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного
кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), и сообщает.
В настоящее время характеристикам
древесины, сформулированным в Протоколе заседания Совета по развитию лесного
комплекса при Правительстве Российской Федерации от 26.05.2009 N 2, отвечают
следующие категории имущества:
1) древесина, изъятая и приобщенная в
качестве вещественного доказательства по уголовным или административным делам;
2) древесина, полученная при
использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса;
3) секвестрованная древесина.
1. За нарушение лесного законодательства,
связанного с незаконной рубкой древесины, повреждением лесных насаждений,
предусмотрена административная и уголовная ответственность в порядке,
установленном процессуальным законодательством.
По делам об административных
правонарушениях судьбу древесины, являющейся предметом административного
правонарушения и признанной вещественным доказательством в соответствии со ст.
26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определяет суд по окончании рассмотрения дела.
Вместе с тем незаконно срубленная
древесина может быть изъята в качестве орудия совершения или предмета
административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче и требующих для
сохранения товарных и потребительских качеств специальных температурных режимов
или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки
по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятой древесины.
Соответствующий порядок сдачи для
реализации или уничтожения изъятых вещей утвержден Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче
для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или
предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче"
(далее - Положение об изъятых вещах).
Затруднения в
применении Положения об изъятых вещах на практике связаны с отсутствием в нем
механизма финансирования мероприятий по реализации изъятых вещей, осуществление
которых возложено на Росимущество, так как
действующая редакция нормативного акта до настоящего времени определяет размер
затрат ликвидированного Российского фонда федерального имущества исходя из
фактических расходов, но не более пяти процентов стоимости реализованных
изъятых вещей. Данное
обстоятельство противоречит бюджетному законодательству, поскольку финансовое
обеспечение Росимущества как федерального органа
исполнительной власти должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований,
предусмотренных ему на финансовый год.
Порядок реализации вещественных
доказательств в уголовном процессе регламентирован ст. 82
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 620 "Об утверждении
Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными
доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при
уголовном деле затруднительно".
При этом реализация
вещественных доказательств должна осуществляться с учетом требований
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2008 N 9-П,
которым положения пп. "в" п. 1 ч. 2 и ч. 4
ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,
предусматривающие, что вещественные доказательства в виде предметов, которые в
силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том
числе большие партии товаров,
хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью,
передаются для реализации на основании постановления дознавателя, следователя
или судьи, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п.
5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
432 (далее - Положение о Росимуществе), Росимущество организует в установленном порядке реализацию
предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до
окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей,
явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения,
подвергающихся быстрой порче, а также
реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества,
обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством
Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности
его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию
(уничтожение).
Таким образом, теоретически Росимущество обладает полномочиями по реализации
вещественных доказательств по уголовным и административным делам, но для
выполнения указанных полномочий на практике в максимально короткие сроки должен
быть решен вопрос о внесении изменений:
- в ст. 82 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.08.2002 N 620 "Об утверждении Положения о хранении и
реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение
которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно";
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 19.11.2003 N 694 "Об утверждении Положения о сдаче для
реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или
предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой
порче";
- Положение о Федеральном агентстве по
управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
2. О реализации древесины, полученной при
использовании лесов в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса.
Согласно п. 3 ст. 20 Лесного кодекса
порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов,
расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46
Лесного кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем до настоящего времени такой
порядок не разработан и законодательно не определен орган государственной
власти, в компетенцию которого входит решение указанных вопросов.
Позиция Росимущества по данной проблеме ранее направлялась в адрес
Минэкономразвития России Письмом от 21.01.2009 N ВБ-20/980, содержание которого
сводится к тому, что при учете и реализации древесины, полученной при
использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление
Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 "О порядке учета,
оценки и распоряжения имуществом, обращаемым в
собственность государства" и Положение об учете федерального имущества,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N
447, на природные (лесные) ресурсы не распространяются.
Таким образом, учет
и реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по охране,
защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их
выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также
древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного
фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса, не относятся к сфере
деятельности Росимущества.
Для обеспечения реализации древесины,
которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного
фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса, необходимо принятие
отдельного нормативного правового акта, в котором необходимо определить:
- уполномоченный орган, осуществляющий
передачу древесины на реализацию;
- уполномоченный орган, осуществляющий
прием древесины и ее реализацию;
- порядок и способы уведомления друг
друга сторонами о наличии и месте нахождения древесины, о результатах
реализации и т.д.;
- орган, на который будет возложена
обязанность организации проведения оценки, экспертизы древесины;
- сроки реализации древесины и
последствия несоблюдения указанных сроков;
- уровень бюджетной системы для
перечисления денежных средств, вырученных от реализации (федеральный бюджет).
В случае если функции по учету и
реализации древесины, полученной при проведении мероприятий, предусмотренных
ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса, будут переданы Росимуществу,
потребуются внесение соответствующих изменений в Положение о Росимуществе, в том числе в части увеличения предельной
численности сотрудников Росимущества (его
территориальных органов), и дополнительное бюджетное финансирование.
Помимо изложенного,
в нормативном акте, регулирующем порядок реализации древесины, которая получена
при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии
со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса, считаем необходимым определить дальнейшую
судьбу древесины, реализация которой оказалась невозможной, в частности,
определить государственный орган, уполномоченный организовывать переработку
либо уничтожение древесины, предусмотреть условия и механизм ее переработки или
уничтожения.
3. По вопросу секвестрованной древесины
следует отметить следующее.
В Лесном кодексе такое определение, как
"секвестрованная древесина", не закреплено. Из положений Федерального
закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на
плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что секвестрованная древесина
- не вывезенная лесопользователями с мест рубок в
течение установленного срока или самовольно срубленная. Правовой статус
секвестрованной древесины как имущества, обращенного в собственность
государства, указанным Законом не установлен. Однако предусмотрено, что
средства от реализации секвестрованной древесины подлежат зачислению в
федеральный бюджет в размере 100%.
Учитывая, что
секвестрованная древесина изначально является государственной собственностью,
поскольку отсутствует процедура ее принудительного отъема у собственника и
обращения в федеральную собственность посредством конфискации, считаем
необходимым регламентировать процедуру учета и распоряжения секвестрованной
древесиной, являющейся федеральной собственностью, в рамках порядка реализации
древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях
лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса (п. 3 ст. 20 Лесного кодекса).
Также сообщаем, что по информации,
представленной Росимуществом Письмом от 18.06.2009 N
ВБ-20/15108, в Минсельхоз России было направлено Обращение Росимущества
от 30.10.2008 N ЮП-18/25584 с просьбой ускорить
разработку акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного п. 3 ст.
20 Лесного кодекса. Однако на сегодняшний день отсутствует информация о
внесении проекта акта в Правительство Российской Федерации и дальнейших
мероприятиях в этом направлении.
В связи с вышеизложенным Департамент
недвижимости Минэкономразвития России сообщает, что не согласовывает Временный
порядок реализации изъятой незаконно добытой древесины на территории области.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
12.10.2009