Вопрос: Об исключении страхования
ответственности как вида обеспечения из открытого аукциона в электронной форме
и о возможности такого исключения по усмотрению заказчика, уполномоченного
органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса или аукциона; о
порядке определения размера неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения
сторонами обязательства, предусмотренного госконтрактом.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2009 г. N Д22-994
Обращение об отдельных вопросах,
связанных с заключением и исполнением контрактов, направлено по принадлежности
для рассмотрения в Минэкономразвития России.
Департамент государственного
регулирования в экономике и развития конкуренции
Минэкономразвития России сообщает свое мнение по данному вопросу.
По вопросу обеспечения контрактов в форме
страхования ответственности.
В Федеральном
законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон N 94-ФЗ) отсутствуют указания на условия (форма договора
страхования, его существенные условия, порядок определения страхового случая и
срок действия договора страхования, объем страхового покрытия, перечень
документов, подтверждающих наступление страхового случая, и т.п.), которым
должно соответствовать страхование
ответственности по контрактам. В связи с этим возникают сложности с получением
возмещения от страховых организаций, осуществляющих страхование ответственности
по государственным и муниципальным контрактам.
Анализ выдаваемых страховых полисов по
исполнению контрактов, проведенный Министерством совместно с ФАС России,
выявил, что выплаты по страховым полисам в случае неисполнения контрактов
практически не производятся. Так, по сведениям, полученным от нескольких
десятков страховых компаний, по обращениям заказчиков в страховые компании за
выплатой страхового возмещения удовлетворяются не более 10% таких обращений.
В связи с этим страхование
ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в
электронной форме и может быть исключено по усмотрению заказчика,
уполномоченного органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса
или аукциона (Закон N 94-ФЗ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N
164-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 94-ФЗ, заказчики,
уполномоченные органы получают право определять в государственном или
муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены.
Внесенные в Закон N 94-ФЗ поправки
призваны повысить уровень защиты интересов заказчиков от действий
недобросовестных поставщиков.
По вопросу, связанному с размером
неустойки (штрафа, пени) за просрочку исполнения сторонами обязательства,
предусмотренного контрактом.
Размер неустойки (штрафа,
пени) за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком)
обязательства, предусмотренного контрактом, должен рассчитываться заказчиком
исходя из соразмерного ущерба, причиняемого заказчику просрочкой исполнения
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своего обязательства, предусмотренного
контрактом.
При заключении контракта на торгах, в
случае если для поставщика (исполнителя, подрядчика) размер неустойки
представляется завышенным, участник размещения заказа вправе запросить у
заказчика разъяснения положений конкурсной документации (ч. 1 ст. 24 Закона N
94-ФЗ). В связи с таким запросом на основании ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ
заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию о торгах.
Кроме того, следует учитывать, что в
соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 94-ФЗ поставщик (исполнитель, подрядчик)
освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка
исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или
по вине заказчика.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
13.10.2009