Вопрос: О целесообразности проведения
аукциона для размещения заказа на оказание услуг по стирке, чистке и окраске
текстильных изделий и изделий из меха, а также о заключении долгосрочных
государственных (муниципальных) контрактов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2008 г. N Д05-2305
Департамент государственного
регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращения о
выведении услуг по чистке, стирке и окраске изделий из процедуры аукциона и по
результатам совместного анализа сообщает.
Минздравсоцразвития России отмечает, что поставленные вопросы не относятся к сфере
деятельности Минздравсоцразвития России.
МВД России считает, что выведение услуг
по чистке, стирке и окраске изделий из процедуры аукциона предоставит
заказчикам возможности по оценке квалификации участников размещения заказов на
предоставление указанных услуг.
В то же время Департамент считает
необходимым сообщить свою позицию по указанному вопросу, отличную от позиции
МВД России. Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон)
определено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые
соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам
заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок
и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения
аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на
поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения
аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если
товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на
поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для
государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Перечень товаров (работ, услуг),
размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется
путем проведения аукциона, утвержден Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 27.02.2008 N 236-р (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 15.05.2007 N 609-р утратило силу). В данный Перечень включена
"Деятельность по стирке, чистке и окраске текстильных изделий и изделий из
меха" (код 9311000 по Общероссийскому классификатору видов экономической
деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93).
Таким образом, принимая во внимание
предмет размещаемого заказа, заказчик, уполномоченный орган должны размещать
заказ на оказание услуг по стирке, чистке и окраске текстильных изделий и
изделий из меха путем проведения аукциона.
Относительно указанных в обращении
затруднений при размещении заказов путем проведения аукционов необходимо
отметить следующее.
Исключение услуг по стирке, чистке и
окраске текстильных изделий и изделий из меха из Перечня товаров (работ,
услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых
осуществляется путем проведения аукциона, повлечет за собой необходимость
размещения указанного заказа путем проведения конкурса. В то же время можно
констатировать отсутствие различий между процедурой конкурса и процедурой
аукциона - требования к поставляемому товару (выполняемым работам, оказываемым
услугам) в той и другой документации по существу идентичные.
Требования, предъявляемые к участникам
размещения заказа и к заявкам на участие в конкурсе или аукционе, установлены
Законом (ст. ст. 11, 25 и 35 Закона). Устанавливать иные требования к
участникам размещения заказа и требовать от участников размещения заказа иные
документы, за исключением перечисленных в Законе, не допускается.
Частью 2 ст. 34
определено, что документация об аукционе должна содержать требования,
установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим
характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования
к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к
размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные
показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара,
выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Аналогичные требования предъявляются
Законом и к содержанию конкурсной документации (ч. 2 и 2.1 ст. 22 Закона).
То есть вопросы обеспечения качества
услуг по стирке, чистке и окраске текстильных изделий и изделий из меха могут в
полном объеме быть отражены как в документации об аукционе, так и в конкурсной
документации.
Единственное отличие конкурса от аукциона
в рассматриваемом случае - это возможность многокритериальной оценки условий
исполнения контракта. При этом следует учитывать, что значимость критерия
"качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при
размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" не может составлять
в оценке более 20% (ч. 6 ст. 28 Закона).
Требования к качеству услуг, срокам
(периодам) оказания услуг и другие требования, предъявляемые заказчиком к
оказываемым услугам, могут быть установлены в документации как минимальные
необходимые требования.
Таким образом,
размещение заказа на услуги по стирке, чистке и окраске текстильных изделий и
изделий из меха путем проведении конкурса даже с учетом использования такого
критерия оценки конкурсных заявок, как "качество услуг и квалификация
участника размещения заказа", не повлияет на результаты размещения заказа
в части недопуска недобросовестных участников, для
которых качество оказания услуг имеет второстепенное значение.
В отношении предложений участниками
размещения заказа на аукционах заниженных цен на оказываемые услуги по стирке,
чистке и окраске текстильных изделий и изделий из меха Департамент сообщает,
что цена контракта, предложенная участником размещения заказа, не должна
превышать начальную (максимальную) цену контракта, установленную заказчиком в
извещении о проведении торгов. Конкретное предложение о цене контракта
определяется каждым участником размещения заказа самостоятельно. При этом
занижение участником размещения заказа цен на предлагаемые услуги по сравнению
с себестоимостью услуг возможно как при проведении аукциона,
так и при проведении конкурса.
В отношении заключения долгосрочных
государственных контрактов Департамент сообщает следующее.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах
лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 ст. 72
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект федерального бюджета и
проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и
плановый период, проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты
территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов)
составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год)
или сроком на три года (очередной финансовый год и
плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации
(муниципальным правовым актом представительного органа муниципального
образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
Таким образом, государственные и
муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные
контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд сроком не более 3-х лет.
Кроме того, п. 3
ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что, в случае если
предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка
товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой
Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг,
длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет
более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской
Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной
финансовый год), такие государственные (муниципальные) контракты могут
заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели
долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой
вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации
указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства
Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Данная норма позволяет расширить срок
заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на
период более 3-х лет.
Порядок принятия решений о заключении
долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ
(оказание услуг) с длительным производственным циклом утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 978.
Учитывая вышеизложенное, решение о
заключении государственного (муниципального) контракта сроком на один
финансовый год или долгосрочного государственного (муниципального) контракта
принимается заказчиком самостоятельно с учетом соблюдения перечисленных выше
условий. Исходя из этого, заказчиком определяются сроки (периоды) оказания
услуг, которые указываются в конкурсной документации (документации об
аукционе).
При этом следует учитывать, что в
соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона цена государственного или муниципального
контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за
исключением случаев, установленных ч. 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона. Таким образом,
при заключении долгосрочных государственных или муниципальных контрактов
организация, признанная победителем аукциона на оказание услуг по стирке,
чистке и окраске текстильных изделий и изделий из меха, должна будет оказывать
услуги по цене, заявленной на аукционе, в связи с чем
оптимальным сроком заключения контрактов на оказание данных услуг с учетом
быстро меняющейся рыночной конъюнктуры является один год.
В части ссылки в
письме на то, что включение услуг по стирке, чистке и окраске текстильных
изделий и изделий из меха в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов
на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения
аукциона, препятствует развитию малого и среднего предпринимательства в сфере
услуг, Департамент сообщает, что ст. 15 Закона предусмотрена обязанность государственных
заказчиков, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, осуществлять
размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее
чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок
товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров,
работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем
проведения торгов, запроса котировок, в которых
участниками размещения заказа являются такие субъекты. Государственные
заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для нужд обороны и безопасности государства и муниципальные
заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Перечень товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые
осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (в ред. от 05.10.2007 N
648). В указанный Перечень входят "Деятельность в области
жилищно-коммунального хозяйства" (код 9300000 по Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93) и, соответственно, "Деятельность по стирке,
чистке и окраске текстильных изделий и изделий из меха" (код 9311000).
Таким образом, государственные заказчики вправе размещать заказы на оказание
услуг по стирке, чистке и окраске текстильных изделий и изделий из меха путем
проведения торгов или запроса котировок, участниками которых являются только
субъекты малого предпринимательства.
Учитывая
вышеизложенное, Департамент считает, что внесение изменений в Перечень товаров
(работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых
осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, для исключения из
него позиций, связанных с оказанием услуг по стирке, чистке и окраске
текстильных изделий и изделий из меха, представляется нецелесообразным.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
09.06.2008