Вопрос: О принципах определения размера
арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2009 г. N Д05-4707
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии с п.
3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок
определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной
платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются
соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вместе с тем
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582
"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о
правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков
внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской
Федерации", которым в соответствии с п. 4 ст. 22 Кодекса установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ими в том числе являются:
принцип экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера
арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок
расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной
платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения
экономического состояния землепользователей и землевладельцев при
переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер
арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные
участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в
отношении таких земельных участков.
При установлении порядка определения
размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными
основными принципами.
В настоящее время в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект
федерального закона N 143796-5 "О внесении изменений в статьи 2 и 3
Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка
приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", в котором предусматривается в том числе продление срока переоформления
права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 1 января
2013 г. Указанный проект федерального закона был рассмотрен на заседании
Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. По
результатам рассмотрения приняты решения рекомендовать
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять
законопроект N 143796-5 в первом чтении.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
13.10.2009