Вопрос: Об использовании типового
технического задания Росимущества "Определение
величины арендной платы за использование аэродромных комплексов" при
определении стоимости имущественных прав при пользовании объектами федерального
имущества аэродромных комплексов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 г. N Д06-3025
В ответ на
обращение по вопросу определения стоимости имущественных прав при пользовании
объектами федерального имущества аэродромных комплексов в соответствии с типовым техническим заданием Росимущества
"Определение величины арендной платы за использование аэродромных
комплексов" Департамент корпоративного управления (далее - Департамент)
сообщает следующее.
Обращаем внимание, что согласно Положению
о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за
исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.
В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам,
изложенным в обращении.
Согласно п. 20 Федерального стандарта
оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению
оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от
20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный,
сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования
того или иного подхода. Кроме того, оценщик вправе самостоятельно определять
конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Соответствующее право закреплено за оценщиком в ст. 14 Федерального закона от
29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
При проведении оценки объекта оценки
оценщик осуществляет сбор и анализ информации, а также изучает количественные и
качественные характеристики объекта оценки и собирает информацию, существенную
для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые
должны быть применены на основании его суждения (п. 18 ФСО N 1).
Обращаем внимание, что в соответствии со
ст. 16 Закона N 135-ФЗ не допускается вмешательство заказчика либо иных
заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять
на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе
ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении
оценки объекта оценки. Следовательно, по мнению Департамента, ни заказчик, ни
третьи лица не имеют права вмешиваться в методологию оценки, за исключением
случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
оценочной деятельности.
Понуждение заказчиком, например, через включение
в качестве приложения к договору на оказание услуг по оценке, либо иным
заинтересованным лицом использовать типовое техническое задание
"Определение величины арендной платы за использование аэродромных
комплексов", устанавливающее в том числе методологию
расчетов в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов, алгоритм
проведения анализа наилучшего и наиболее эффективного использования, порядок
согласования результатов, по мнению Департамента, нарушает законодательство
Российской Федерации в области оценочной деятельности, в частности принцип
независимости оценщика.
С учетом изложенного и норм ст. 20 Закона
N 135-ФЗ обязательным источником методологии для оценщика являются федеральные
стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности,
утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков и не противоречащие
федеральным стандартам оценки.
Директор Департамента
корпоративного управления
И.В.ОСКОЛКОВ
23.10.2009