Вопрос: О порядке применения норм
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" в случае заключения государственного или муниципального
контракта в рублях, а также в иностранной валюте.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2009 г. N Д22-1168
Департамент государственного
регулирования в экономике и развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу
разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и
сообщает свое мнение.
Частью 4.1 ст. 9 Закона установлено, что
цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может
изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных
Законом.
В целях управления валютными рисками п.
п. 6 и 7 ч. 4 ст. 22 Закона заказчику предоставляется право установить в
документации о торгах и в заключаемом государственном контракте валюту
контракта иную, чем российский рубль, и определить порядок пересчета в рубли
для осуществления платежей по контракту. Привязка валюты к курсу пересчета в
рубли не противоречит требованию Закона о твердой цене контракта.
За разъяснениями по вопросу возможности
заключения контракта в иностранной валюте с точки зрения бюджетного
законодательства Российской Федерации следует обратиться в Минфин России.
Вместе с тем следует отметить, что, в
случае если государственный контракт заключен в рублях (без привязки к валюте),
риски от колебаний курсов валют являются коммерческими рисками поставщиков,
подрядчиков, исполнителей по контрактам и не должны покрываться за счет
бюджетных средств по следующим причинам:
- предпринимательская деятельность, в
соответствии с гражданским законодательством, носит рисковый характер для
субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и для поставщиков
товаров по государственным (муниципальным) контрактам;
- валютным рискам подвержены только
поставщики импортной продукции и в меньшей мере поставщики отечественной
продукции, что означает невозможность системных изменений в законодательство
по пересчету стоимости контрактов исходя из валютных рисков;
- в случае пересчета цены контракта в
зависимости от курса валюты к рублю возникают существенные риски
необеспеченности данных издержек лимитами бюджетных средств.
Таким образом, поставщики, взявшие на
себя обязательства по государственным контрактам в рублях, обязаны в полном
объеме выполнить свои контрактные обязательства.
Если же поставщик в силу изменения курсов
валют к рублю отказывается выполнять взятые на себя обязательства по контракту,
заказчик:
- вправе применить санкции в отношении
поставщика (штрафы, невозврат финансовых гарантий исполнения контракта);
- обратиться в суд с иском о расторжении
контракта в силу существенного неисполнения поставщиком своих обязательств, с
ходатайством принять обеспечительные меры по данному иску (рассматривается
судом в течение 3 дней). После принятия судом решения по такому ходатайству
заказчик вправе при закупке средств для оказания
скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств в соответствии
с ч. 8.2 ст. 9 Закона разместить заказ путем проведения короткой процедуры
запроса котировок без ограничения суммы заказа.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
29.10.2009