Вопрос: Об использовании ККТ
налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией
и применяющими ЕНВД.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2009 г. N Д05-4907
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу
использования контрольно-кассовой техники при применении системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности и сообщает.
В соответствии с п.
2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под
действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской
деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при
условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека,
квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения
вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный
закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ не содержит.
Пунктом 2 ст.
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности может применяться по решениям представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных)
органов городской власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли с площадью зала
не более 150 квадратных метров по каждому объекту
организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в
Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 5 ст.
16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие в
городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта
более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей
стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50
квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и
денег, контрольно-кассовую технику.
Определение порядка лицензирования и
выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской
Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального
закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа
алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от
22.11.1995 N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная
продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
Нарушение данных норм при осуществлении
розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава
административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях: "нарушение иных
правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
(Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N
А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей
с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией
алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Вместе с тем сообщаем, что Министерством
экономического развития Российской Федерации подготовлены поправки в
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", позволяющие
не применять контрольно-кассовую технику при розничной продаже алкогольной
продукции в случае, если предприниматель является плательщиком ЕНВД.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.Н.АНТИПИНА
29.10.2009