Вопрос: О государственном кадастровом
учете и изъятии земельных участков для нужд РФ в соответствии с положениями
Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения
встречи глав государств и правительств стран -
участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 октября 2009 г. N Д23-3571
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросам о государственном кадастровом
учете и изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации и в пределах
своей компетенции сообщает.
1. В отношении
изменения вида разрешенного использования земельных участков, необходимых для
строительства, необходимо отметить, что Федеральным законом от 08.05.2009 N
93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств
стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено правило, в
соответствии с которым вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных
для размещения необходимых для проведения саммита объектов, в том числе
объектов аэровокзального комплекса, считается установленным или измененным со
дня утверждения документации по планировке территории для размещения
необходимых для проведения саммита объектов или принятия решения о
предварительном согласовании мест их размещения либо образования земельного
участка в соответствии с указанной
документацией.
В соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее
- Федеральный закон N 221-ФЗ) основанием для изменения сведений о разрешенном
использовании учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных
участков является заявление собственника с приложением копий правоустанавливающего
или правоудостоверяющего документа, а также
документа, подтверждающего установленный вид разрешенного использования.
2. В части порядка принятия решения об
изъятии и определения состава изымаемых участков отмечаем, что Федеральным
законом N 93-ФЗ не определен порядок принятия решений об изъятии земельных
участков, необходимых для строительства и предоставляемых юридическим лицам.
В этой связи перечень земельных участков,
подлежащих изъятию, может быть определен в том числе
на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта с
учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках,
расположенных в пределах выбранной для строительства территории.
Соответствующие сведения могут быть
представлены в федеральный орган исполнительной власти юридическим лицом,
которому предоставляются земельные участки для строительства (в отношении
которого принимается решение о предварительном согласовании), для принятия
решения об изъятии.
Федеральным законом N 93-ФЗ также
предусмотрено, что основанием для принятия решения об изъятии земельного
участка может являться отказ его правообладателя от образования земельного
участка, необходимого для строительства.
3. По вопросу об уведомлении
правообладателей земельных участков об их изъятии для государственных нужд.
Необходимость уведомления в установленном
порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них
объекты недвижимого имущества для федеральных нужд, следует из положений ч. 6,
16 ст. 6 Федерального закона N 93-ФЗ.
Данный Федеральный закон содержит
специальные нормы о порядке изъятия земельных участков, имеющие преимущество
перед общими нормами, закрепленными Гражданским кодексом Российской Федерации
(далее - Гражданский кодекс).
В настоящее время понятие "официальный
адрес гражданина" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Вместе с тем ст. 20 Гражданского кодекса предусмотрено понятие "место
жительства", под которым признается место, где гражданин постоянно или
преимущественно проживает.
Информация об адресах проживания
правообладателей земельных участков, подлежащих изъятию, может быть получена из
любых доступных источников: органов внутренних дел, справочных служб, Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -
ЕГРП), органов местного самоуправления и т.п.
4. По вопросу об отсутствии записи в ЕГРП
о правах на земельные участки, подлежащие изъятию.
В соответствии с п.
9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты,
свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные
гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Признаются действительными и имеют равную
юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие
Федерального закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о
государственной регистрации прав свидетельства о праве собственности на землю
по утвержденным формам. Признаются также действительными государственные
акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по утвержденным
формам.
Кроме того, переход прав на наследуемое
имущество признается законом без государственной регистрации права наследника
на данное имущество (ст. 1152 Гражданского кодекса).
Для регистрации ранее возникших прав на
земельные участки необходимо представить в органы регистрации оригиналы
правоустанавливающих или правоудостоверяющих
документов или их нотариально заверенные копии. В связи с этим отмечаем, что
оригинальный экземпляр свидетельства о праве собственности на землю оставался в
земельном комитете (в настоящее время - территориальное подразделение Росреестра), осуществлявшем в свое время государственную
регистрацию прав на земельные участки. Предоставление данных сведений не
является предоставлением сведений ЕГРП или сведений государственного кадастра
недвижимости, так как сведения о правах, возникших до введения в действие
Федерального закона N 122-ФЗ, не включаются ни в государственный кадастр
недвижимости, ни в ЕГРП. Соответственно, ранее возникшие права на земельные
участки могут быть подтверждены на основании сведений и (или) документов,
содержащихся в соответствующих архивах, получение которых осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном
деле в Российской Федерации".
Что касается регистрации решений
соответствующих органов власти об изъятии земельного участка для
государственных или муниципальных нужд, предусмотренной ст. 279 Гражданского
кодекса, то порядок ее проведения не установлен. В любом случае данное решение
не устанавливает ограничений (обременений) прав, поскольку оно не порождает
каких-либо ограничений прав или запретов в отношении собственника изымаемого
земельного участка. Так, в соответствии со ст. 280 Гражданского кодекса
собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных
нужд, сохраняет право на владение, пользование и распоряжение им по своему
усмотрению, а также имеет право производить необходимые затраты, обеспечивающие
использование участка в соответствии с его целевым назначением.
В связи с изложенным
отсутствуют основания требовать регистрацию данного решения как обременения
права и, следовательно, отсутствуют основания для применения ст. 6 Федерального
закона N 122-ФЗ (о наличии ранее зарегистрированного права для регистрации
ограничения права).
Таким образом, отсутствие государственной
регистрации права собственности на изымаемый земельный участок не является
обстоятельством, препятствующим его изъятию.
5. По вопросу об отсутствии информации о
собственниках земельных участков, подлежащих изъятию, в кадастровых паспортах
земельных участков и об отсутствии данных о земельных участках, подлежащих
изъятию, в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского
кодекса земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан,
юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной
собственностью. Вместе с тем данное положение не означает отсутствия прав,
которые возникли правомерно, но не были отражены в ЕГРП или в государственном
кадастре недвижимости.
Таким образом,
отсутствие сведений о правообладателях изымаемых земельных участков либо о
непосредственно изымаемых земельных участках у органа, осуществляющего
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
ведение государственного кадастра недвижимости, а также у органа,
осуществляющего предоставление земельных участков, означает, что
соответствующие земли находятся в государственной собственности, предоставление
их возможно без предварительного изъятия.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
29.10.2009