Вопрос: Об определении размера арендной
платы за земельные участки, расположенные в г. Котельниче Кировской области и
предоставленные на праве аренды для эксплуатации металлического гаража.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2009 г. N Д06-3146
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам
арендной платы за землю в Кировской области и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение),
Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за
исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России.
В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам,
изложенным в обращении.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Согласно п. 3 ст. 65 Кодекса порядок
определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности
субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается
соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления.
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что
для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая
стоимость земельного участка.
Таким образом, определение арендной платы
за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных.
При этом необходимо
отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N
582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка,
условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности
Российской Федерации.
В соответствии с указанным Постановлением
арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных
принципов:
принцип экономической обоснованности, в
соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере,
соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их
разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера
арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок
расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной
платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты
расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность
определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения
экономического состояния землепользователей и землевладельцев при
переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер
арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные
участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в
отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки
социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной
платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты
интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В соответствии с
информацией, предоставленной управлением Роснедвижимости
по Кировской области, в настоящее время сведения о земельном участке,
предоставленном на праве аренды для эксплуатации металлического гаража,
отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, в связи с этим кадастровая
стоимость земельного участка определена Комитетом по имуществу и земельным
ресурсам администрации г. Котельнича на основании среднего значения удельного
показателя квартала городского округа г. Котельнича Кировской области в соответствии с Постановлением Правительства Кировской
области от 15.01.2008 N 119/11 "Об утверждении кадастровой стоимости
земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным
образованиям Кировской области" (далее - Постановление), на основании
которой и рассчитан размер арендной платы.
Следует отметить, что в соответствии с
Постановлением земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и
автостоянок, сгруппированы в один вид разрешенного использования, то есть
кадастровая стоимость земельного участка не зависит от вида гаража,
находящегося на ней.
Согласно Положению
"О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и
сроках внесения арендной платы за использование земельных участков,
государственная стоимость на которые не разграничена, и земельных участков,
государственная стоимость на которые не разграничена, и земельных участков,
находящихся в собственности Кировской области", утвержденному
Постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2008 N 130/149,
значение базовой ставки арендной платы за земельный
участок под здания и сооружения гаражных кооперативов, гаражей для хранения
индивидуального транспорта, овощных складов, зданий и сооружений ямных
кооперативов установлено в размере 0,3%, а под размещение металлических
гаражей, ракушек для хранения индивидуального транспорта - 5%.
Таким образом, определение арендной платы
за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции
соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и зависит в том числе от устанавливаемой
указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
В связи с
изложенным, по мнению Департамента, в целях пересмотра ставок арендной платы за
земельные участки представляется целесообразным обращаться в соответствующие
органы государственной власти Кировской области или муниципальные образования.
Также следует отметить, что согласно
Положению Минэкономразвития России не уполномочено проверять легитимность
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.
1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин,
организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке
нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе
обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону
полностью или в части.
Врио директора
Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
03.11.2009