Вопрос: О порядке предоставления в аренду
для магазина земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2009 г. N Д05-4987
Обращение по вопросу предоставления
земельного участка в аренду для магазина рассмотрено Департаментом развития
малого и среднего предпринимательства совместно с Департаментом недвижимости.
В соответствии со
ст. ст. 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в
собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной
власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления
соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса
органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральным законом от 06.10.2003 N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что владение,
пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N
131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые
акты.
Так, порядок и условия заключения
договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
предоставляемого в аренду гражданам или юридическим лицам, устанавливаются
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с
федеральным законодательством.
Вместе с тем Земельным кодексом
предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение нового договора
аренды земельного участка по истечении срока договора аренды земельного участка
(п. 3 ст. 22 Земельного кодекса).
Действующим
законодательством предусматривается право граждан и организаций оспаривать
нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (ст. 192
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также
ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов местного
самоуправления, иных органов и должностных лиц (ст. 198 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации) в случае, если они полагают, что
оспариваемый нормативный правовой акт либо отдельные его положения, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем исходя из
текста обращения по указанному вопросу в обращении было вынесено
судебное решение.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного
процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные решения являются
обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан,
организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории
Российской Федерации.
Кроме того, с целью разъяснения
сложившейся ситуации Департамент развития малого и среднего предпринимательства
обратился в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли -
орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественную
поддержку.
О результатах рассмотрения Вы будете
проинформированы дополнительно.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.И.ЛАРИОНОВА
12.11.2009