Вопрос: О совершенствовании
законодательства в части возложения субсидиарной ответственности на учредителей
(участников) по обязательствам отсутствующих должников или недействующих
(ликвидируемых) юридических лиц.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2009 г. N Д06-3248
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение о совершенствовании российского
законодательства в части возложения ответственности на учредителей (участников)
отсутствующих должников или недействующих юридических лиц и в рамках своей
компетенции сообщает.
В Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 164018-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части
совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих
организаций".
Основная идея законопроекта заключается в
снижении административных барьеров при создании юридических лиц при
одновременном ужесточении ответственности контролирующих лиц и членов
коллегиальных органов управления в случае нарушения обязательств или
обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации либо
исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В целях
противодействия использованию института ликвидации в качестве способа
неисполнения обязательств перед контрагентами и обязанностей по уплате налогов
и сборов законопроектом предлагается привлекать менеджмент и "теневых
директоров" к субсидиарной ответственности по долгам ликвидируемого
юридического лица в случае нарушения обязанностей по подаче заявления о
банкротстве, а также за неисполнение обязательств перед кредиторами в случае
нарушения или ненадлежащего исполнения обязанностей по уведомлению кредиторов о принятии решения о ликвидации.
Кроме того, действующим законодательством
о банкротстве также предусмотрена субсидиарная ответственность учредителей
юридического лица.
Согласно п. 4 ст.
10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) контролирующие должника лица
солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам
должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента
приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда,
причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний
контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его
имущества, составляющего конкурсную массу.
Кроме того, в
соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет
субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы
бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению,
ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации,
к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о
признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об
имуществе и обязательствах
должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются
обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
если указанная информация искажена.
Помимо этого, в соответствии с п. п. 11 и
12 ст. 142 Закона о банкротстве кредиторы, требования которых не были
удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право
требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное
третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве.
В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд
вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания
соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. В случае если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного
органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий,
конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были
удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление
о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в ст. ст. 9 и 10
Закона о банкротстве.
Также отмечаем, что
Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти разрабатывается концепция проекта федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части
совершенствования порядка исключения недействующих юридических лиц из единого
государственного реестра юридических лиц и процедур, применяемых в деле о
банкротстве отсутствующего должника", предусматривающая механизм для
эффективной реализации исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, с
учетом соблюдения интересов лиц, права которых
затрагиваются предстоящим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
13.11.2009