Вопрос: О подготовке межевого плана при
устранении замечаний, повлекших приостановление (отказ) государственного
кадастрового учета; о применении Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008
N 412; о представителях несовершеннолетних при согласовании местоположения
границ земельных участков; о противоречиях в сведениях
о правообладателях смежных земельных участков; об оформлении акта согласования
местоположения границы земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N Д23-3781
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел
обращение по вопросам подготовки межевого плана и порядка согласования
местоположения границ земельных участков и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437,
Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства
Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по
затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
1. О подготовке межевого плана при
устранении замечаний, ставших основанием для приостановления или отказа в осуществлении
государственного кадастрового учета.
Федеральным законом
от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
(далее - Закон о кадастре) не предусмотрена возможность представления в орган
кадастрового учета в целях осуществления государственного кадастрового учета
вместо межевого плана отдельных разделов межевого плана с устраненными
замечаниями, ставшими основанием для принятия органом кадастрового учета
решений о приостановлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового
учета.
Таким образом, в указанных случаях для
осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с
соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен
межевой план с устраненными замечаниями.
Вместе с тем, если
причиной для принятия вышеуказанных решений стало отсутствие необходимых
документов приложения межевого плана, такие документы в соответствии с п. 44
Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минюста России от 20.02.2008 N 35, могут быть представлены в орган кадастрового
учета как дополнительные документы к ранее представленному заявлению (в данном
случае повторная подготовка межевого плана не требуется). Аналогичное правило может быть применено в отношении актов согласования местоположения границ земельных участков.
В указанном случае в доработанном межевом плане на обороте
раздела "Чертеж земельных участков и их частей" может быть приведена
информация о том, что акт согласования местоположения границ земельных участков
и необходимые документы (при наличии) содержатся в межевом плане,
представленном ранее в орган кадастрового учета вместе с соответствующим
заявлением (указать его регистрационный номер и дату регистрации).
Дополнительно отмечаем, что вышеуказанные
вопросы будут решены в случае принятия проекта федерального закона N 93929-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (далее - законопроект), который дорабатывается ко второму
чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект предусматривает изменения Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" и Закона о кадастре. В частности, в Закон о кадастре вносятся
изменения, предусматривающие возможность возврата для доработки документов,
указанных в ст. 37 Закона о кадастре, в случаях принятия органом кадастрового
учета решений о приостановлении либо об отказе в осуществлении государственного
кадастрового учета.
2. Позиция Минэкономразвития России по
вопросу о переходном периоде применения Приказа Минэкономразвития России от
24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и Требований к его
подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения
границ земельных участков" изложена в Письме от 30.06.2009 N 10221-ИМ/Д23.
3. О лицах, являющихся представителями
несовершеннолетних при проведении согласования местоположения границ земельных
участков.
Согласование местоположения границ земельных
участков, в соответствии с Законом о кадастре, проводится с лицами, обладающими
смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о
кадастре. В соответствии с ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре от имени данных лиц в
согласовании местоположения границ земельных участков вправе участвовать их
представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально
удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте
уполномоченного на то государственного органа или органа местного
самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Гражданского
кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями
приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские
обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном
объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении
восемнадцатилетнего возраста.
Пунктом 1 ст. 26 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что несовершеннолетние в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением
названных в п. 2 указанной статьи, с письменного согласия своих законных
представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Согласно п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса
Российской Федерации за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет
(малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, могут
совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Статьей 64 Семейного кодекса Российской
Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих
детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми
физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных
полномочий.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 15
Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать
в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без
специального полномочия.
Таким образом, от имени несовершеннолетних
при проведении согласования местоположения границ земельных участков могут
участвовать, в частности:
- законные представители (родители,
усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до
18 лет самостоятельно при наличии письменного согласия своих законных
представителей, предусмотренного ст. 26 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
При этом согласно ст. ст. 23 и 43
Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского
состояния" полномочия родителей и усыновителей подтверждаются
соответствующими свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского
состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении).
Полномочия опекунов несовершеннолетних в
возрасте до 14 лет, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и
попечительства (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об
опеке и попечительстве").
Заверенные кадастровым инженером копии
указанных документов, в соответствии с п. 25 Требований к подготовке межевого
плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412,
включаются в состав приложения межевого плана.
4. По вопросу о наличии противоречий в
сведениях о правообладателях смежных земельных участков (о лицах, указанных в
ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре), содержащихся в соответствующем межевом плане и
в Реестре объектов недвижимости, сообщаем, что позиция Департамента
недвижимости по указанному вопросу доведена до Росреестра
Письмом от 05.11.2009 N Д23-3641.
5. По вопросу оформления
акта согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт
согласования) в случаях, когда в соответствии с Законом о кадастре проведение
согласования местоположения границ земельных участков не требуется.
В Акте согласования указываются сведения
о частях границы или характерных точках границы земельного участка,
местоположение которых было уточнено в результате проведения кадастровых работ.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В.АБРАМЧЕНКО
16.11.2009