Вопрос: О порядке одобрения сделок, в
совершении которых имеется заинтересованность, в частности, возможность
возникновения заинтересованности через акционера - Российскую Федерацию в лице Росимущества, в акционерных обществах с государственным
участием.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2009 г. N Д06-3271
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать
разъяснения положениям действующего законодательства, регулирующего порядок
одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в частности,
возможность возникновения заинтересованности через акционера - Российскую
Федерацию в лице Росимущества, в акционерных
обществах с государственным участием.
Порядок одобрения сделок, в совершении
которых имеется заинтересованность, регулируется гл. XI Федерального закона от
26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).
Согласно ст. 81 Закона об АО указанный порядок применяется к сделкам, в
совершении которых имеется заинтересованность члена коллегиального
исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с
его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества. При
этом указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки
в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и
(или) их аффилированные лица:
являются стороной,
выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
владеют (каждый в отдельности или в
совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица,
являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в
сделке;
занимают должности в органах управления
юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или
представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей
организации такого юридического лица;
в иных случаях, определенных уставом общества.
Понятие аффилированности
определено в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее -
Закон о конкуренции). В соответствии с данной нормой аффилированными лицами юридического
лица в том числе признаются:
юридическое лицо, в котором данное
юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего
количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный
или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к
которой принадлежит данное юридическое лицо.
При этом понятие
группы лиц раскрыто в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и в том числе
включает лиц, которые могут распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами
общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале
общества, назначать или избирать единоличный исполнительный орган общества либо
избирать более чем пятьдесят процентов
количественного состава коллегиального органа.
Таким образом, лица, долями (более 50
процентов) в уставных капиталах которых владеет третье лицо, признаются
аффилированными между собой.
В соответствии с п.
1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города
федерального значения, автономная область, автономные округа, а также
городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (далее -
публично-правовые образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -
гражданами и юридическими лицами. При этом
согласно п. 2 данной статьи к публично-правовым образованиям применяются нормы,
определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных
субъектов.
Таким образом, применение норм об аффилированности к публично-правовым образованиям
осуществляется с учетом юридического толкования указанных положений.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее -
Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
В то же время согласно Положению Министерство не вправе осуществлять толкование
норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных
Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию
по вопросам, изложенным в обращении.
Цель правового регулирования порядка
заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, состоит в
предотвращении негативных последствий конфликта интересов
членов органов юридического лица и контролирующих его лиц. При этом, как
было отмечено, публично-правовые образования могут выступать в указанных
правоотношениях в качестве контролирующих лиц.
Вместе с тем с учетом положений п. 2 ст.
124 ГК РФ следует принимать во внимание следующее.
В отношении юридических и физических лиц,
выступающих в гражданских правоотношениях, действует принцип автономии воли (п.
2 ст. 1 ГК РФ), в то время как согласно ст. 125 ГК РФ от имени
публично-правовых образований действуют органы государственной власти, органы
местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов. С учетом положений ст. 76 Конституции
Российской Федерации правовые акты, принимаемые на территории Российской
Федерации, не могут противоречить федеральным законам. При этом регулирование,
направленное на предотвращение конфликта интересов работников публично-правовых
образований, содержится в административном законодательстве (например,
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской
службе в Российской Федерации").
Таким образом, с учетом особенностей
формирования волеизъявления публично-правовых образований, выступающих в
гражданских правоотношениях, положения об аффилированности,
основанные на участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, при
применении гл. 11 Закона об АО не распространяются на публично-правовые
образования.
Такая позиция распространена и в судебной
практике. В частности, при заключении сделок между акционерными обществами с
долей государственного участия в уставном капитале более 20 процентов суд
пришел к выводу, что Российская Федерация не является лицом, заинтересованным в
совершении сделок (Постановление Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа от 20.02.2008 N А33-33865/05-Ф02-7411/06). Суд
приходит к выводу о неприменении норм законодательства о конкуренции
об аффилированности к правоотношениям с участием
Российской Федерации ввиду особенностей Российской Федерации как
публично-правового образования и особых целей, преследуемых государством при
участии Российской Федерации как субъекта в акционерных правоотношениях.
Аналогичная позиция отражена также в Постановлении Девятого арбитражного
апелляционного суда от 18.10.2006 N А41-К1-11240/06.
В то же время возможно иное толкование
норм гражданского законодательства об участии публичных образований в обороте.
В этой связи для устранения правовой
неопределенности Минэкономразвития России разработан и готовится к внесению в
Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении
изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об
акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации", положения которого предусматривают,
что сделки между юридическими лицами, находящимися под общим контролем
Российской Федерации, в отсутствие других оснований заинтересованности не
являются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и не
подлежат одобрению в соответствии со ст. 83 Закона об АО.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
16.11.2009