| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в частности, возможность возникновения заинтересованности через акционера - Российскую Федерацию в лице Росимущества, в акционерных обществах с государственным участием.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 ноября 2009 г. N Д06-3271

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение, содержащее просьбу дать разъяснения положениям действующего законодательства, регулирующего порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в частности, возможность возникновения заинтересованности через акционера - Российскую Федерацию в лице Росимущества, в акционерных обществах с государственным участием.

Порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, регулируется гл. XI Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Согласно ст. 81 Закона об АО указанный порядок применяется к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества. При этом указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

в иных случаях, определенных уставом общества.

Понятие аффилированности определено в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). В соответствии с данной нормой аффилированными лицами юридического лица в том числе признаются:

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

При этом понятие группы лиц раскрыто в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и в том числе включает лиц, которые могут распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции в уставном капитале общества, назначать или избирать единоличный исполнительный орган общества либо избирать более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального органа.

Таким образом, лица, долями (более 50 процентов) в уставных капиталах которых владеет третье лицо, признаются аффилированными между собой.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (далее - публично-правовые образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом согласно п. 2 данной статьи к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Таким образом, применение норм об аффилированности к публично-правовым образованиям осуществляется с учетом юридического толкования указанных положений.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. В то же время согласно Положению Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В этой связи Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.

Цель правового регулирования порядка заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, состоит в предотвращении негативных последствий конфликта интересов членов органов юридического лица и контролирующих его лиц. При этом, как было отмечено, публично-правовые образования могут выступать в указанных правоотношениях в качестве контролирующих лиц.

Вместе с тем с учетом положений п. 2 ст. 124 ГК РФ следует принимать во внимание следующее.

В отношении юридических и физических лиц, выступающих в гражданских правоотношениях, действует принцип автономии воли (п. 2 ст. 1 ГК РФ), в то время как согласно ст. 125 ГК РФ от имени публично-правовых образований действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. С учетом положений ст. 76 Конституции Российской Федерации правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. При этом регулирование, направленное на предотвращение конфликта интересов работников публично-правовых образований, содержится в административном законодательстве (например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").

Таким образом, с учетом особенностей формирования волеизъявления публично-правовых образований, выступающих в гражданских правоотношениях, положения об аффилированности, основанные на участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, при применении гл. 11 Закона об АО не распространяются на публично-правовые образования.

Такая позиция распространена и в судебной практике. В частности, при заключении сделок между акционерными обществами с долей государственного участия в уставном капитале более 20 процентов суд пришел к выводу, что Российская Федерация не является лицом, заинтересованным в совершении сделок (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2008 N А33-33865/05-Ф02-7411/06). Суд приходит к выводу о неприменении норм законодательства о конкуренции об аффилированности к правоотношениям с участием Российской Федерации ввиду особенностей Российской Федерации как публично-правового образования и особых целей, преследуемых государством при участии Российской Федерации как субъекта в акционерных правоотношениях. Аналогичная позиция отражена также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2006 N А41-К1-11240/06.

В то же время возможно иное толкование норм гражданского законодательства об участии публичных образований в обороте.

В этой связи для устранения правовой неопределенности Минэкономразвития России разработан и готовится к внесению в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", положения которого предусматривают, что сделки между юридическими лицами, находящимися под общим контролем Российской Федерации, в отсутствие других оснований заинтересованности не являются сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и не подлежат одобрению в соответствии со ст. 83 Закона об АО.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

16.11.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024