Вопрос: О незаконности
взимания арендной платы за земельные участки с собственников помещений,
переведенных в нежилые помещения в многоквартирных домах; о введении земельного
налога для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов с
01.01.2010; о формировании земельных участков под многоквартирными домами
органами государственной власти и органами местного самоуправления без
обращения к ним собственников помещений.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2009 г. N Д23-3788
Департамент
недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о нарушениях
жилищного и земельного законодательства на региональном уровне и о предложениях
внесения изменений в жилищное и земельное законодательство в части отмены
незаконной арендной платы за земельные участки с собственников помещений в
многоквартирных домах, введения земельного налога для всех собственников жилых
и нежилых помещений многоквартирных домов с 1 января 2010 г., формирования
земельных участков под
многоквартирными домами органами государственной власти и органами местного
самоуправления без обращения к ним собственников помещений и в пределах своей
компетенции сообщает.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) арендная плата
взимается за земли, переданные в аренду.
Пунктом 3 ст. 607 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что в договоре
аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить
имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При
отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в
аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не
считается заключенным.
В соответствии со ст. 608 Гражданского
кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные
законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) земельный участок, на котором
расположен многоквартирный дом, входит в состав общего имущества в таком доме.
При этом данное общее имущество, в том числе земельные участки, на которых
расположены многоквартирные дома, принадлежит на праве общей долевой
собственности собственникам помещений в таком доме в силу прямого указания
закона.
Следовательно, действия комитетов по
управлению государственным или муниципальном имуществом области
по единоличному распоряжению сформированным под многоквартирным домом земельным
участком являются сомнительными с точки зрения закона.
Исходя из обращения областным судом общей
юрисдикции заключение договоров аренды на земельные участки с собственниками
помещений, переведенных в нежилые помещения, признано незаконным. Вместе с тем
с предпринимателей продолжается взимание арендной платы за указанные земельные
участки.
Департамент недвижимости рекомендует
обратиться за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав в вышестоящие судебные
инстанции.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах. Для целей налогообложения федеральными законами устанавливается
кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 2, 5 ст. 65 Земельного
кодекса). При этом внесения изменений в Земельный кодекс в части введения
земельного налога для всех собственников жилых и нежилых помещений
многоквартирных домов с 1 января 2010 г. не требуется.
В отношении вопроса
о формировании земельных участков под многоквартирными домами органами
государственной власти и органами местного самоуправления без обращения к ним
собственников помещений Департамент недвижимости подтверждает свою ранее
изложенную в Письме Минэкономразвития России от 09.11.2009 N Д23-3674 позицию о
нецелесообразности отмены обращений собственников помещений многоквартирного
дома в органы государственной власти или органы местного самоуправления с
заявлением о формировании земельного участка, поскольку выгодными для собственников помещений являются
формирование земельного участка за счет средств заинтересованных органов
местного самоуправления и в последующем - подача органом местного
самоуправления заявления о постановке на государственный кадастровый учет.
Кроме того, органы государственной власти
и органы местного самоуправления заинтересованы в формировании и постановке на
кадастровый учет земельных участков, занятых многоквартирными домами, поскольку
возникновение права общей долевой собственности повлечет увеличение поступления
в бюджет земельного налога.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
17.11.2009