Вопрос: О применении субъектами оценочной
деятельности федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29.07.1998
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при
определении средней рыночной стоимости.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2009 г. N Д06-3299
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу
определения и использования термина "средняя рыночная стоимость" в
оценочной деятельности и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство не
уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов, за исключением
нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с
этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в
обращении.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (далее - Закон об оценке) под оценочной деятельностью
понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности,
направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной
стоимости.
Иные виды стоимости, которые подлежат
установлению субъектами оценочной деятельности, установлены п. 5 Федерального
стандарта оценки "Цели и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255.
В частности, помимо рыночной стоимости в
соответствии с требованием нормативного правового акта или договора об оценке
объекта оценки субъектами оценочной деятельности в рамках законодательства об
оценочной деятельности могут также определяться инвестиционная, ликвидационная
или кадастровая стоимость.
При этом следует отметить, что в
соответствии со ст. 7 Закона об оценке в случае, если в нормативном правовом
акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта
оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид
стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного
объекта.
Указанное правило подлежит применению и в
случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об
оценке или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта
оценки, в том числе терминов "действительная стоимость",
"разумная стоимость", "эквивалентная стоимость",
"реальная стоимость" и других.
В то же время в целях реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (далее -
Постановление), определяется в том числе средняя
рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской
Федерации (далее - средняя рыночная стоимость).
Обращаем внимание на то, что в
законодательстве Российской Федерации об оценочной деятельности не закреплено
определение понятия "средняя рыночная стоимость".
При этом
определение средней рыночной стоимости производится в соответствии с Методикой
определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской
Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по
субъектам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минрегиона
России от 12.04.2006 N 39 во исполнение п. 3 Постановления, и не регулируется
законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности.
На основании изложенного сообщаем, что,
по мнению Департамента, субъекты оценочной деятельности в рамках составления
отчета об оценке в соответствии с требованиями Закона об оценке при определении
стоимости должны руководствоваться требованиями Закона об оценке и федеральными
стандартами оценки.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
18.11.2009