Вопрос: О создании саморегулируемых
организаций (СРО) в сфере строительства, а также о совершенствовании
законодательства в части освобождения от получения свидетельства о допуске СРО
к осуществлению работ, не оказывающих влияния на безопасность объектов капитального
строительства.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2009 г. N Д05-5133
Департамент развития малого и среднего
предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу
создания саморегулируемых организаций в сфере строительства (далее - СРО) и
сообщает.
Решение о введении саморегулирования в
сфере предпринимательства принято в 2006 г. в целях снижения излишних
административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие
предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности.
В соответствии со ст. 55 Конституции
Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом.
Учитывая данное положение Конституции
Российской Федерации, переход к саморегулированию, согласно которому требование
о наличии допуска саморегулируемой организации при осуществлении строительных
работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства,
является обязательным, установлен Градостроительным кодексом Российской
Федерации.
Для обеспечения более
плавного перехода от лицензирования к институту саморегулирования
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен целый ряд норм,
направленных на снижение рисков этого перехода.
В частности, в
целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и
среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 47,
48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в
Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального
строительства (утв. Приказом Минрегиона России от
09.12.2008 N 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
без вступления в СРО.
Обращаем внимание, что виды деятельности,
не включенные в этот Перечень, с 9 декабря 2008 г. могут осуществляться также и
без наличия лицензии.
Минэкономразвития России считает, что
данный Перечень содержит работы, которые не оказывают влияния на безопасность
объектов капитального строительства. Большое число таких работ осуществляется
представителями малого и среднего бизнеса.
В целях защиты интересов представителей
малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России предлагает сохранить в этом
Перечне только те работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу
лиц, а также выполнение которых несет риски нанесения
неисправимых механических воздействий при строительстве и влияет на
безопасность при последующей эксплуатации. Работы, которые несут потребительские
риски (например, установление электрической плиты или домофона), а также
работы, подлежащие иным формам контроля (надзор за обеспечением пожарной
безопасности, охраной окружающей среды и тому подобное), должны быть исключены
из него.
Предложения Минэкономразвития России по
сокращению Перечня были направлены в Минрегион России
в августе 2009 г.
По мнению Минэкономразвития России,
реализация данных предложений позволит большему числу хозяйствующих субъектов,
в том числе и представителям малого и среднего предпринимательства,
осуществлять многие строительные работы без вступления в саморегулируемые
организации.
В настоящее время Минрегионом
России ведется работа по пересмотру Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274, с учетом поступающих
предложений.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н.Н.АНТИПИНА
24.11.2009