Вопрос: О
нецелесообразности внесения изменений в ч. 3 ст. 11 Федерального закона от
21.07.2008 N 94-ФЗ в части установления требований к участникам размещения
заказа о наличии у них производственных мощностей, технологического
оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства
товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа, а также
требования к квалификации участников.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2009 г. N Д22-1529
Департамент государственного
регулирования в экономике и развития конкуренции рассмотрел обращение по
вопросу внесения изменений в ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает
свое мнение.
В указанном
обращении предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 11 Закона в части
установления требований к участникам размещения заказа о наличии у таких участников
размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования,
финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров,
выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа, а также
требования к квалификации участников.
В этой связи следует отметить, что
Законом произвольные требования государственных заказчиков заменены на
финансовое обеспечение качественного исполнения контракта (административная
предквалификация заменена на экономическую). Таким
образом, Законом предусмотрена предквалификация, но
она зависит не от субъективного мнения заказчика, а от экономической
возможности компании исполнить контракт.
Указанная экономическая предквалификация реализуется
следующим образом:
1) в документации о торгах заказчик устанавливает
требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), а
также иные характеристики соответствия товаров (работ, услуг) потребностям
заказчика. То есть заказчик в документации о торгах устанавливает, "что
купить", а не "у кого купить";
2) компания - участник размещения заказа
описывает в заявке на участие в торгах качество товаров, работ, услуг,
соответствующее требованиям заказчика. Если участник размещения заказа
предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям
заказчика, то такой участник размещения заказа, в соответствии с положениями
Закона о размещении заказов, не допускается к участию в торгах;
3) все допущенные к участию в торгах
участники (предложившие к поставке/выполнению товары (работы, услуги),
соответствующие потребностям заказчика) конкурируют по цене, и победителем
определяется участник, предложивший наименьшую стоимость товаров (работ,
услуг).
Таким образом, участвуют в торгах только
те участники, предложение которых полностью соответствует требованиям
заказчика, а по итогам торгов определяется победитель, предложивший наименьшую
стоимость контракта.
При этом Законом предусмотрены экономические механизмы защиты от недобросовестных действий
участников размещения заказа (в том числе от демпинга):
1) к участию в торгах допускаются только
те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей
заявки в размере 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Таким
образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет
указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим
второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;
2) до подписания контракта победитель
торгов должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде
внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны,
которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный
поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик
(подрядчик) теряет до 30 процентов от стоимости контракта.
Таким образом, Законом о размещении
заказов предусмотрена жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта
выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам
добросовестно.
Кроме вышеуказанной
экономической предквалификации, Законом
предусмотрено, что в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по
строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального
строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта
составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик вправе установить к
участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет,
предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства,
стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной
(максимальной) цены контракта (цены лота).
В связи с этим
возврат к административной предквалификации (вместо
экономической) будет приводить к установлению государственными заказчиками
требований, описывающих "аффилированную" с заказчиком компанию, под
которую и будут прописаны требования в документации о торгах, что исключит
возможность участия в торгах других компаний. Это, в свою очередь, исключит применение открытых аукционов в
электронной форме, поскольку будет означать возможность прямого давления
заказчиков на поставщиков (подрядчиков), что приведет к коррупции, резкому
ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Учитывая изложенное,
предлагаемые изменения в Закон не могут быть поддержаны.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
и развития конкуренции
А.Т.КАТАМАДЗЕ
10.12.2009