Вопрос: О правомерности привлечения
физического лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя; о
проекте федерального закона, регулирующего несостоятельность физических лиц, не
являющихся индивидуальными предпринимателями.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2009 г. N Д06-3556
Департамент корпоративного управления
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам ответственности
поручителя и принятия законопроекта, регулирующего несостоятельность физических
лиц, и сообщает.
В отношении правомерности привлечения
лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя.
Гражданским кодексом Российской Федерации
не предусматривается, что основания заключения договора поручительства, а также
обязанность поручителя нести солидарную или субсидиарную ответственность с
должником вследствие неисполнения должником обеспеченных поручительством
обязательств зависят от платежеспособности поручителя либо наличия у него
имущества, достаточного для исполнения такого обязательства. Таким образом,
законодательством Российской Федерации не установлены требования к уровню
заработной платы, наличию имущества, финансовому состоянию лица, выступающего
поручителем. Указанные вопросы остаются на усмотрение сторон кредитного
договора.
Согласно обращению в отношении
индивидуального предпринимателя возбуждено производство по делу о банкротстве.
В связи с этим отмечаем, что в
соответствии со ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) с
момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального
предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает
силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя. В соответствии с п. 4 ст. 25 Гражданского кодекса Российской
Федерации после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный
предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся
обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных
требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя
банкротом.
Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст.
367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается с прекращением
обеспечиваемого им обязательства с момента прекращения такого обязательства. То
есть поручитель не принимает на себя обязанность исполнять обязательства
основного должника, а только несет ответственность за нарушение последним своих
обязательств. Соответственно, ответственность поручителя не может существовать
отдельно от основного обеспечиваемого обязательства.
Согласно ст. 365 Гражданского кодекса
Российской Федерации к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права
кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как
залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование
кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на
сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с
ответственностью за должника. По исполнении поручителем обязательства кредитор
обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и
передать права, обеспечивающие это требование.
Таким образом, поручитель в случае
прекращения основного обязательства может обратиться в суд за защитой своих
прав и законных интересов.
В отношении принятия федерального закона,
регулирующего несостоятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, сообщаем следующее.
Минэкономразвития России разработан
проект федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в
отношении гражданина-должника" (далее - законопроект), предусмотренный
Планом действий по реализации программы антикризисных мер Правительства
Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Председателем Правительства
Российской Федерации В.В. Путиным (от 19.06.2009 N 2802п-П13).
Согласно законопроекту заявление
гражданина может быть принято арбитражным судом, если требования в совокупности
составляют не менее 50 000 руб. и соответствующие обязательства не исполнены им
в течение 6 месяцев. После завершения конкурсного производства гражданин может
быть освобожден от обязательств.
Основными целями законопроекта являются
создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также
освобождение должника от долгов по результатам завершения реабилитационных
процедур.
Кроме того, в ходе
реабилитационных процедур по инициативе гражданина-должника может быть введена
процедура реструктуризации долгов на срок до пяти лет, направленная на
урегулирование задолженности гражданина, предусматривающая погашение требований
конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований
кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом в
целях восстановления платежеспособности гражданина.
Следует отметить, что одной из целей
реструктуризации долгов является сохранение имущества должника при условии
исполнения должником обязательств, предусмотренных планом реструктуризации
долгов. Кроме того, в случае продажи имущества в ходе конкурсного производства
из конкурсной массы исключаются и не подлежат продаже определенные виды
имущества, например жилое помещение и иное имущество, необходимое для обеспечения
жизнедеятельности должника и лиц, находящихся на его иждивении.
В ходе конкурсного
производства, а также в ходе реструктуризации долгов взыскание с должника по
всем исполнительным документам прекращается, за исключением исполнительных
документов по требованиям, неразрывно связанным с личностью кредитора
(например, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью), также прекращается
начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по
всем обязательствам должника, снимаются аресты и иные ограничения распоряжения
имуществом должника.
После завершения расчетов с кредиторами и
конкурсного производства должник освобождается от дальнейшего исполнения
требований кредиторов, включая требования кредиторов, не заявленные при
введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Освобождение
должника от обязательств не распространяется на требования, неразрывно
связанные с личностью кредитора (например, обязательства, возникающие из
причинения вреда, обязательства по уплате алиментов).
В ноябре 2009 г. законопроект внесен в
Правительство Российской Федерации и будет внесен в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации после принятия соответствующего
решения Правительством Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
10.12.2009