Вопрос: О порядке приобретения физлицом
по льготной стоимости земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2009 г. N Д23-4230
В соответствии с обращением по вопросу
приобретения по льготной стоимости земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, Департамент недвижимости
Минэкономразвития России сообщает.
В соответствии с п.
5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на
земельный участок граждане или юридические лица - собственники расположенных на
них зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган
государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.
29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на
земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от
30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о
приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или
муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения,
сооружения (далее - Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление
следующих документов:
- документы,
удостоверяющие личность заявителя или его представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);
- документы, удостоверяющие
(устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на
приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на
приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных
участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 Перечня);
- документы, удостоверяющие права на
приобретаемый земельный участок, - выписка из Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов,
удостоверяющих права (п. 5 Перечня);
- кадастровый паспорт земельного участка
(п. 6 Перечня);
- копии документов, подтверждающих право
приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых
условиях (п. 7 Перечня).
Отсутствие упоминания в п. 7 Перечня
какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев
переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи
документов, например:
- здания, строения, сооружения находятся
в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное
назначение;
- находящиеся в собственности здания,
строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо
реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из
государственной или муниципальной собственности;
- земельные участки с расположенными на
них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате
сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1
"О собственности в СССР";
- и т.п.
Единственной целью п. 7 Перечня является
уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
Одновременно
считаем необходимым сообщить, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона
от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" до 1 января 2010 г. осуществляется продажа земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся
собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений,
сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных, снесенных либо реконструированных зданий, строений,
сооружений, если эти здания, строения, сооружения ранее были отчуждены из
государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких
земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в
пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости
земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек;
двух с половиной процентов кадастровой
стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской
Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей
местности цена земельного участка.
Определяющим критерием применения данных
цен при выкупе указанных земельных участков является факт отчуждения здания,
строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности. В
случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их
собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной
собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору
купли-продажи или в результате иных сделок, данные лица также будут иметь право
выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам.
Также сообщаем, что правомерность
действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города
может быть оценена в рамках судебного разбирательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
15.12.2009