Вопрос: О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об
установленных в соответствии с законодательством РФ зонах с особыми
условиями использования территорий, в том числе охранных и санитарно-защитных
зонах; о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости об
указанных зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2009 г. N 22066-ИМ/Д23
В связи с
многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России, по
вопросам, связанным с внесением в государственный кадастр недвижимости (далее -
кадастр) сведений об установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации зонах с особыми условиями использования территорий, в том
числе охранных и санитарно-защитных зонах (далее - зоны), сообщаем следующее.
1. Состав сведений кадастра о зонах
определен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). К указанным
сведениям в том числе относятся описание
местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или
органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или
изменении зон (далее - решение об установлении зон), реквизиты указанных
решений и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 15 Закона о
кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа
местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня
вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его
компетенции и которым устанавливается или изменяется зона либо отменяется
установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий
необходимые для внесения в кадастр сведения.
Вместе с тем в действующем
законодательстве отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка
установления зон. В частности, для отдельных видов зон не определены органы,
уполномоченные принимать решения об установлении зон.
В связи с этим необходимо
отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального
назначения п. 5 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель
промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с
особыми условиями использования земель данной категории, если иное не
установлено Земельным кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в
отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в
собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в
отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Полагаем, что органы, уполномоченные
принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в
актах Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданных в
соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса.
Кроме того, в ряде случаев действующие
правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий
эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости
принятия специального акта органа государственной власти или органа местного
самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении
охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ
"Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных
трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением
Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
При таких обстоятельствах, по мнению
Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр сведений
о зоне (решения об установлении зоны) могут выступать непосредственно
нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон
определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы
соответствующей зоны.
2. Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном
взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N
618 (далее - Положение).
При этом необходимо отметить, что
участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются
соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Однако в ряде случаев лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений
о зонах, являются правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие
зоны (далее - заинтересованное лицо).
В связи с этим, по мнению
Минэкономразвития России, предусмотренные Положением документы, необходимые для
внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган
кадастрового учета заинтересованным лицом. Полномочия указанного лица на
обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности,
оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении
соответствующей зоны, или правовом акте такого органа. При этом нотариального
удостоверения указанной доверенности не требуется.
3. В соответствии со ст. 56 Земельного
кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по
основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами.
При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий
использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В
соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю
подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным
законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о кадастре
сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект
недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение
(обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной
регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Таким образом, внесение сведений в
кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том,
что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы
соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с
установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого
ограничения (обременения) права.
Кроме того, исходя из
положений Закона о кадастре внесение сведений о зоне в кадастр не является
основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей
земельных участков, входящих в границы такой зоны.
Учитывая
изложенное, по мнению Минэкономразвития России, государственный кадастровый
учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с ч. 3 ст.
16 Закона о кадастре на основании соответствующих документов, поступивших в
орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии
наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях
земельных участков либо в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре на основании заявлений о государственном кадастровом учете
частей земельных участков и необходимых для такого учета документов,
предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре.
4. По вопросу предоставления сведений
кадастра о зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон, полагаем
необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 14 Закона о
кадастре сведения, внесенные в кадастр, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого
сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр;
- кадастровой выписки об объекте
недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта
недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- кадастровой справки.
Указанные документы, за исключением
кадастрового плана территории, содержат сведения только об объектах
недвижимости.
Таким образом, сведения о зоне могут быть
предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового
квартала (в том числе в виде кадастрового плана территории в границах условного
кадастрового квартала).
Сведения о
включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть
предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой
выписки о земельном участке с указанием в строке 16 разд. В.1 кадастрового
паспорта либо в строке 16 разд. КВ.1 кадастровой выписки индивидуального
обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного
участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится
соответствующая информация, содержащая индивидуальное обозначение (вид, тип,
номер, индекс и тому подобное) такой зоны. При этом,
если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен,
дополнительно в строке 16 указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о
части земельного участка, входящей в зону. При этом в разд. В.2 кадастрового
паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии
соответствующей технической возможности.
Прошу довести настоящее письмо до
территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра.
И.Е.МАНЫЛОВ
17.12.2009