Вопрос: Об отсутствии оснований для
внесения изменений в п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, а также о возможности
органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ
разработать и реализовать меры поддержки хозяйствующих субъектов в рамках своих
полномочий по установлению порядка расчета размера арендной платы за земельные
участки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2009 г. N Д23-4382
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу внесения изменений в
ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и в
рамках своей компетенции сообщает.
Пунктом 3 ст. 65
Земельного кодекса предусмотрено, что в случае, если по истечении трех лет с
даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением
случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного
строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке
объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается
в размере не
менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий
земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Предложение об изменении указанного
положения п. 3 ст. 65 Земельного кодекса, в том числе в целях поддержки
хозяйствующих субъектов, считаем недостаточно обоснованным, особенно с учетом
того, что положение п. 3 ст. 65 Земельного кодекса направлено на стимулирование
застройщиков осуществить строительство в наиболее
короткий срок. В связи с этим предложенное изменение Земельного кодекса считаем
нецелесообразным.
Вместе с тем в
соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса порядок определения размера
арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли,
находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N
137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные
участки, государственная собственность на которые не разграничена,
устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 05.05.2007 N 265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах
комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства"
С учетом изложенного органы местного
самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации
имеют возможность разработать и реализовать меры поддержки хозяйствующих
субъектов в рамках указанных выше полномочий по установлению порядка расчета
размера арендной платы за земельные участки. Поддержать застройщиков возможно
также в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N
265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения
территорий в целях жилищного строительства", предусматривающего меры,
направленные на комплексную поддержку в том числе
застройщиков.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
23.12.2009