Вопрос: О постановке на кадастровый учет
земельных участков по заявлениям граждан, а также о внесении изменений в
сведения кадастра о разрешенном использовании земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 января 2010 г. N Д23-81
В соответствии с
письмом по вопросам постановки на кадастровый учет земельных участков по
заявлениям граждан Департамент недвижимости
Минэкономразвития России в пределах компетенции сообщает.
Согласно ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для приобретения прав
на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, граждане или юридические лица, имеющие в собственности,
безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении
здания, строения, сооружения, расположенные на указанных земельных участках,
совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его
кадастрового паспорта.
В случае если не
осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в
государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке,
необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, лицо, которое
обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, на основании схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте
соответствующей территории, утвержденной органом местного самоуправления,
обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с
заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого
земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N
221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о
кадастре).
Кроме того, необходимо учитывать, что в
соответствии со ст. 11.2 Кодекса целевым назначением и разрешенным
использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и
разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе,
объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением
случаев, установленных федеральными законами. В частности, если в городском
округе утверждены правила землепользования и застройки, любой вид разрешенного
использования соответствующего земельного участка из предусмотренных
зонированием территорий видов может быть выбран самостоятельно, без
дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статья 15 Закона о кадастре устанавливает
возможность внесения в сведения кадастра изменений о разрешенном использовании
земельного участка, основанных на принятых органами местного самоуправления
решениях. В частности, в связи с утверждением правил землепользования и
застройки. Одновременно с этим разрешается изменение сведений кадастра и по
заявлению заинтересованных лиц. Так, согласно ст. 16 Закона о кадастре изменение
сведений государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного
использования земельного участка осуществляется в порядке государственного
кадастрового учета изменений земельного участка на основании соответствующих
документов (заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта
недвижимости и копии документа, подтверждающего установленное разрешенное
использование земельного участка).
При этом п. 70 Порядка ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России
от 20.02.2008 N 35, предусмотрено, что сведения о видах разрешенного
использования земельных участков вносятся в государственный кадастр
недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта
органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 20 Закона о
кадастре с заявлениями об учете изменений объектов
недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а с
заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве
пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, -
лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве, либо их
представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально
удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного государственного органа или органа
местного самоуправления.
Дополнительно отмечаем, что Законом о
кадастре не предусматривается внесение в государственный кадастр недвижимости
сведений о фактическом использовании земельного участка. Что касается
возможности установления вида разрешенного использования "для жилого
дома" применительно к застраиваемым земельным участкам, то здесь нет
противоречия закону: разрешенное использование определяет общее предназначение
земельного участка, а не его текущее состояние.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
15.01.2010