Вопрос: О надзоре за исполнением
градостроительного и земельного законодательства РФ органами государственной
власти субъектов РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 2010 г. N Д23-169
В соответствии с письмом Департамент
недвижимости Минэкономразвития России направляет свою позицию по изложенному в
обращении вопросу о фактах нарушения градостроительного и земельного
законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с указанным письмом Минрегион России является ответственным за исполнение
обращения. Позиция Департамента недвижимости представлена в Минрегион
России Письмом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N Д23-157.
Согласно Положению о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, вопросы по проверке законности действий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации не относятся к компетенции Минэкономразвития
России.
Надзор за исполнением законов, в том
числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также
за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, согласно Федеральному
закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации",
осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Гражданского
кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав
осуществляется судом в установленном порядке.
Вместе с тем обращаем внимание, что в
соответствии с п. 1.8 СНиП от 16.08.1989 N 78 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать,
обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон;
рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров,
инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в
зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет
архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных,
национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей
среды, памятников истории и культуры.
Этажность жилой застройки определяется на
основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных,
социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной
базы и уровня инженерного оборудования (п. 2.7 СНиП от 16.08.1989 N 78).
Въезды на территорию микрорайонов и
кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на
расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого
движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков.
При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м (п.
2.9 СНиП от 16.08.1989 N 78).
Для подъезда к группам жилых зданий,
крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует
предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные
проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с
вышеуказанным СНиПом.
В соответствии со ст. 41
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный
кодекс) устойчивое развитие территорий, выделение элементов планировочной
структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление границ
земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства,
границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения
линейных объектов, обеспечиваются при подготовке документации по планировке
территории. Подготовка данной документации осуществляется в отношении как
застроенных, так и подлежащих застройке территорий.
Подготовка и утверждение документации по
планировке территории осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 45
Градостроительного кодекса. Особенности подготовки документации по планировке
территории, разрабатываемой на основании решений органов местного
самоуправления, установлены в ст. 46 Градостроительного кодекса и в нормативных
правовых актах органов местного самоуправления.
В целях соблюдения
права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных
интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального
строительства по проекту планировки территории и проекту межевания территории
проводятся публичные слушания с участием граждан, проживающих на территории,
применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и
проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов
капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с
реализацией таких проектов (ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса).
При проведении публичных слушаний по
проекту планировки территории и проекту межевания территории всем
заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения
своего мнения (ч. 8 ст. 46 Градостроительного кодекса). Участники
публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания
территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний
орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления
городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки
территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол
публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 17 ст. 45 Градостроительного
кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном
порядке документацию по планировке территории.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
22.01.2010